Линки доступности

Обзор печати от 23 апреля 2007 г.


Предложение России по ПРО. В субботу «Нью-Йорк таймс» опубликовала сенсационную новость о том, что США предложили России частично интегрировать системы противоракетной обороны обеих стран с целью снять российские возражения против дислокации отдельных элементов ПРО на польской и чешской территории.

Администрация Буша предлагает русским новый пакет инициатив, говорится в статье со ссылкой на высокопоставленных сотрудников Белого Дома и Пентагона. Предложение предусматривает совместную разработку новой технологии, обмен разведданными об общих угрозах и допуск российских инспекторов на будущие американские ракетные базы. По словам официальных лиц, администрация пошла на этот шаг отчасти по настоянию европейских союзников. «Это обстоятельство является признанием со стороны высшего американского руководства того факта, что оно не проявило достаточной гибкости и не проконсультировалось должным образом с Россией и союзниками по НАТО относительно планов по ПРО», - комментирует газета,

«Что касается военной стороны вопроса, то, по словам осведомленного сотрудника Пентагона, речь идет о «фундаментальной интеграции» американской и российской систем ПРО. Такой уровень сотрудничества является совершенно беспрецедентным в американо-российских отношениях. Более подробно российское руководство ознакомит с этими предложениями министр обороны Роберт Гейтс, госсекретарь Кондолиза Райс и другие сотрудники администрации. Если их переговоры в Москве пройдут успешно, обсуждение предложений Вашингтона будет продолжено на летних и осенних встречах президентов Буша и Путина. «В прошлом русские воспринимали наши предложения как недостаточные или сквозь призму своих принципиальных возражений против американской ПРО. Теперь их подкрепят своим авторитетом Роберт Гейтс и Кондолиза Райс», - цитирует «Нью-Йорк таймс» высказывание ответственного сотрудника Белого Дома.

Подвижки в позиции Москвы. За день до появления статьи в «Нью-Йорк таймс» с материалом на ту же тему выступила «Вашингтон таймс». Обозреватель этой газеты Остин Бэй высказал предположение, что в непреклонной позиции России в отношении ПРО происходят подвижки. В частности, он обращает внимание на высказывания заместителя министра иностранных дел Александра Грушко и главы думского комитета по международным делам Константина Косачева. Грушко заявил, что сотрудничество между Россией и НАТО будет зависеть от «выбора окончательной конфигурации разрабатываемой многослойной противоракетной обороны». Косачев отметил, что «у России есть все основания быть заинтересованной в тесном сотрудничестве в создании евразийских противоракетных систем».

По мнению «Вашингтон таймс», такие заявления говорят о том, что Россия нехотя склоняется в пользу НАТО-европейской системы ПРО, но продолжает пока возражать против американской ПРО в Европе. Иными словами, она хочет играть серьезную роль в дислокации и функционировании этой системы. «Никогда не следует говорить «никогда». Одним из условий сделки может стать договоренность об участии России в эксплуатации системы ПРО» - заключает обозреватель «Вашингтон таймс».

Святое дело. «Священник Сергей Привалов, возглавляющий отдел Московского патриархата по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, загружен работой. Святые покровители требуются всем». Так начинается статья московского корреспондента «Вашингтон пост» Питера Финна. Привалов показал журналисту письмо патриарха Алексия II, в котором тот одобряет просьбу подразделения внутренних войск «Русь», известного своим участием в операциях в Чечне, назначить его покровителем Александра Невского. Этот святой уже является покровителем ФСБ. Солдатам и офицерам Ракетных войск стратегического назначения благоволит святая Варвара. Налоговой полиции – святой Антоний, пограничникам – святой Илья Муромец, внутренним войскам – святой Владимир...

Укрепление связей Церкви и государства и принятие православной символики общественными и государственными организациями тревожат последователей ряда других традиционных религий, особенно ислама. Звучит мнение, что православие потихоньку, путем уловок превращается в государственную религию. В ряде регионов предмет «Основы православной культуры» включен в обязательную школьную программу. Между тем это решение нарушает принцип отделения Церкви от государства, который содержится в конституции России, констатирует корреспондент Вашингтон пост.

«У нас многонациональное, многоконфессиональное государство, и мы не должны называть какую-то религию приоритетной, – говорит сопредседатель Российского совета муфтиев Нафигулла Аширов. – К сожалению, у православных сильные сторонники во всех могущественных структурах власти, в частности, в Вооруженных силах. Главная задача армии – защищать отечество и всех его граждан, однако ей придают узко конфессиональный характер. Я имею в виду, – продолжает Аширов, – что многие армейские части обзавелись святыми покровителями, особыми молитвами и иконами, строят часовни. Мусульманин же чувствует себя неловко, служа в части с подобным религиозным уклоном. Это ведет к дестабилизации положения».

Представители иудаизма и буддизма – двух других религий, официально признанных в России, – по этому вопросу хранят молчание. Но Сергей Привалов не видит в этой практике противоречия с конституцией. На его взгляд, Церковь просто пытается способствовать распространению веры среди конкретных людей – военнослужащих, сотрудников спецслужб и других государственных органов, обязанности которых часто сопряжены с сильными стрессами.

Тем временем демонстрация набожности, начиная с Путина, стала общим местом в кругах правящей элиты России. Православие все чаще воспринимается как Церковью, так и государством как ключевой элемент формирования объединяющей национальной идеи. Все согласны, что вооруженным силам, лишившимся коммунистической идеологии, нужен новый иконостас. Среди недавно канонизированных РПЦ святых фигурирует адмирал XVIII века Федор Ушаков.

«Он был канонизирован не потому, что по характеру был святым, но потому что был настоящим патриотом и служил родине в качестве военачальника, – поясняет преподаватель религиоведения в московской Академии госслужбы при президенте РФ Александр Кырлежев. – Церковь отметила, что адмирал Ушаков не потерпел поражения ни в одном сражении. Это – знак».

Флот быстро признал Ушакова своим вторым святым покровителем. «Позиция Церкви такова: православие – не только конфессия, исповедуемая большинством населения, но и традиция, формирующая нашу государственность, – говорит Кырлежев. – Церковь заявляет, что обладает привилегиями – не с юридической, но с культурно-исторической точки зрения». В письме церковным иерархам военнослужащие внутренних войск просили сделать их покровителем святого Владимира, расширившего границы Руси. Это, заявляют они, «будет иметь большое значение для подготовки молодых воинов и подъема их боевого духа», - завершает Питер Финн свою статью в «Вашингтон пост».

Обзор подготовили Лео Стерн и Евгений Аронов

XS
SM
MD
LG