Линки доступности

Новости Голливуда: «Роковое число 23»


В свое время Джим Керри согласился, а потом отказался сыграть в драматическом фильме режиссера Джоэла Шумейкера «Телефонная будка». Тот скромный экзерсис режиссера по выжиманию максимума драматизма из минимума сценического пространства позволил куда менее одаренному, чем Керри, актеру Колину Фарреллу получить похвалу критики. Ошибкой был отказ Керри сыграть в «Телефонной будке», ошибкой является и его согласие сыграть в очередном фильме плодовитого и безусловно одаренного Шумейкера под названием «Роковое число 23» (Number 23).

Джим Керри играет в картине собаколова по имени Уолтер Спэрроу. Поначалу внешне и повадками он напоминает комического героя Керри Эйса Вентуру, собачьего детектива из кинокомедии, сделавшей Керри популярным. Но нам предлагается не кинокомедия (хотя элемент юмора в этом мрачном фильме иногда присутствует), а мистический триллер, сильно отдающий литературщиной (сценарий Фернли Филипса). Она начинает чувствоваться с особой силой на уже довольно раннем этапе развития сюжета, когда нашему скромному герою попадает в руки самодельно изданная рукопись романа под названием «Номер 23». Уолтер становится буквально обуян мистикой этой цифры, и его почти идиллическая жизнь превращается в ад психологической пытки, которая может привести его, а также его близких к гибели.

Книга таинственным образом связывает Уолтера с его прошлым, которое абсолютно не связано с той жизнью, в которой у него милая жена Агата (Вирджиния Мэдсен) и сын-подросток Робин (Логан Лерман). Рукопись, которую подарила Агата Уолтеру на день рождения, описывает холодящее душу убийство, которое, как кажется, странным образом перекликается с жизнью Уолтера.

Понимая, что нельзя просто читать текст романа за кадром, сценарист и режиссер разыгрывают сюжет романа «Номер 23» как фильм в стиле «нуар», в котором Керри играет детектива Фингерлинга и сам же читает текст за кадром, как это часто бывает в фильмах этого жанра. Если в роли Уолтера мы видим в основном хорошо знакомого нам Джима Керри, то в роли Фингерлинга Керри предстает тем, кем он, очевидно, сегодня хочет видеть себя, – серьезным драматическим актером.

Хотя этот «фильм в фильме» явно стилизован, вполне серьезный Керри порой смотрится как пародия на самого себя. Не то чтобы у него совсем не было драматического дара, – вспомним «Шоу Трумана», где он играл заглавную роль, – но драматические элементы актерского таланта Керри наилучшим образом проявляются в фильмах, сочетающих элементы комедии и драмы. В «Роковом номере 23» мы же встречаемся с неорганичным сочетанием триллера и «нуара».
Фильм, призванный по мысли автора художественно отразить фантазии не вполне психически нормального человека, иногда принимает формы бреда сумасшедшего.

Визуально (оператор-постановщик Мэттью Либатик) некоторые сцены очень интересны. Либатик известен своими интересными манипуляциями камерой и светом, да и сам режиссер Шумейкер нередко компенсировал внутреннюю пустоту своих некоторых картин внешней их эффектностью.

Все было бы хорошо, если бы игра цвета и света в сценах, как бы экранизирующих роман «Номер 23», органично сочеталась с развитием сюжета в более «реалистической» части фильма. Но эта часть порой лишена всякой логики. Мы-то, зрители, не страдаем галлюцинациями героя и нуждаемся в точной карте его психопатического путешествия. А нам морочат голову мистикой числа 23, которая абсолютно поглощает героя.

Корни этого лежат в том, что автор сценария – британский дебютант Филипс сам по-настоящему обуян мистикой этого числа, в чем открыто признается. Даже если правда то, что каждый родитель передает по 23 хромосомы ДНК своему ребенку, что за 23 секунды кровь циркулирует через все тело человека, что в латинском алфавите 23 буквы, что Юлию Цезарю нанесли 23 ножевые раны, что Шекспир родился 23 апреля 1564 года, а умер 23 апреля 1616-го, и так далее и тому подобное, это не оправдывает сумбура, который нам предлагают вместо логики.

Да, Уолтер видит число 23 повсюду в своей жизни и приходит к убеждению, что над ним висит проклятье рокового числа, которое приведет его к совершению столь же ужасного убийства, каковое почему-то совершает страж закона детектив Фингерлинг в романе «Номер 23».

Я понимаю, что очень земной режиссер Шумейкер мог увидеть в материале философский смысл, состоящий в том, что любая обуянность может стать деструктивной. Что у многих людей есть страсти, во многом определяющие их поведение. Но даже такой опытный профессионал, как Шумейкер, не смог выпутаться из искусственных хитросплетений автора сценария.

И, в общем, довольно грустно наблюдать за тем, как талантливый актер Джим Керри изо всех сил старается быть тем, кем он не является. Если он думал, что эта картина является натуральной прогрессией его блестящей до сих пор карьеры, то он ошибается. Не исключаю, что Керри, актер со сложной психикой, мог увидеть в подобном материале возможность экзорсизма собственных демонов – тем более что, по его собственному признанию, у него тоже есть некоторая обуянность числом 23. В частности, пару лет назад он переименовал свою компанию в JC23 Еntertainment.

Чтобы не быть слишком серьезным по поводу столь претенциозного фильма, закончу обзор еще одним феноменом: если сложить количество букв в английском написании имен и фамилий Джима Керри и Джоэла Шумейкера (Jim Carrey + Joel Schumacher), то получится цифра... 23. И впрямь роковое число.

XS
SM
MD
LG