Линки доступности

Обзор печати от 17 апреля 2007 г.


Власть показала зубы. «Участникам «Марша несогласных» удалось вынудить власти показать зубы», – сообщает корреспондент «Лос-Анджелес таймс» Дэвид Холи, описывая разгон антиправительственной демонстрации в Москве. – Милиционеры задержали несколько сот человек и пытались запугивать журналистов. Не обошлось и без юмористических моментов. После того как был арестован экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, один из выступивших на митинге с бесстрастным лицом сказал, что он разыгрывает «шахматную партию с властями».

«Каспаров и его союзники по коалиции «Другая Россия» исповедуют различные политические взгляды, но преследуют одну и ту же цель, – продолжает автор. – Они стараются поддерживать протесты в условиях, когда правительство президента Путина все больше и больше усиливают централизованный контроль. Путинский рейтинг популярности превышает 70%. Многие критики задаются вопросом, почему в этих обстоятельствах власти стараются задушить даже слабую оппозицию. В субботней демонстрации в Москве принимали участие максимум три тысячи человек. Власти мобилизовали для поддержания порядка девять тысяч милиционеров и омоновцев, По мнению некоторых активистов оппозиции, это свидетельство того, что окружение Путина не настолько сильно и монолитно, как кажется».

Тот же вопрос, что и «Лос-Анджелес таймс», задает в редакционной статье газета «Вашингтон пост». «Президент Владимир Путин, по всем внешним признакам, по-прежнему пользуется популярностью в России, – говорится в статье. – При нем российская экономика добилась внушительных успехов. Почему же тогда, спрашивается, он так напуган и не желает разрешить нескольким тысячам несогласных собраться на мирную демонстрацию в центре Москвы? Ирония заключается в том, что Путину удалось успешно задушить свободу в стране. На СМИ надет намордник, многие местные выборы отменены. Ликвидированы нормальные механизмы, которые в здоровом обществе обеспечивают гражданам возможность высказывать свои пожелания и выражать свои претензии. В результате об общественных настроениях Путин может судить разве что по докладам своих бывших коллег по КГБ. А это поощряет тенденцию к паранойе».

«Американские и европейские лидеры прореагировали с той или иной степенью возмущения на внушающие тревогу телекадры разгона безоружных студентов омоновцами, – говорится далее в статье. – Представительница Белого Дома охарактеризовала реакцию российских властей как «жесткую» и «неприемлемую». Представитель Государственного департамента высказался так: «Возникает вопрос: смогут ли (российские) оппозиционные партии и оппозиционные деятели свободно и мирно выражать свое мнение на конкурентных выборах?». «К сожалению, – комментирует газета, – произошедшие события дали на этот вопрос совершенно ясный и разочаровывающий ответ».

А если бы не было удостоверения? При разгоне демонстрации в Москве на Пушкинской площади присутствовал корреспондент «Крисчен сайенс монитор» Фред Уир. Его самого чуть не избил ОМОН. Вот как он описывает происходившее: «Я стоял в подъезде дома вместе с моей переводчицей, когда омоновцы в дубинками ринулись мимо нас. Один из них занес руку с дубинкой и уже собирался ударить меня. Я показал ему свое корреспондентское удостоверение со словами «Я журналист! Я журналист!» В последнюю секунду он обратил внимание на мое удостоверение и опустил руку. Я мог только пожелать, чтобы у всех собравшихся на митинг были бы подобные удостоверения. Мне никогда раньше не приходилось видеть столько избитых людей. Это было ужасно».

Единственный способ привлечь внимание. «Маршам несогласных» посвятила редакционную статью и газета «Уолл-стрит джорнэл». «Возглавляемая экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым коалиция «Другая Россия» имеет крайне ограниченный доступ к контролируемым властями СМИ, – говорится в статье. – В этих условиях демонстрации, подобные тем, какие состоялись в субботу и воскресенье, – единственный для «Другой России» способ привлечь внимание к своим демократическим целям. В настоящее время единственный оппозиционный голос, отчетливо слышимый в Кремле, – это голос из-за границы. Однако до тех пор, пока Путин способен записывать в свой актив членство России в «Большой восьмерке» демократических держав, Вашингтону или другим западным демократиям будет сложно добиться того, чтобы Путин обратил внимание на их протесты».

Напоминает «Уолл-стрит джорнэл» и об интервью Бориса Березовского газете «Гардиан» накануне « маршей несогласных». «Пребывающий в изгнании российский олигарх сообщил, что он готовит свержение правительства Путина насильственным путем и финансирует некоторую часть кремлевской элиты, – говорится в статье. – Подобные заявления не могли пойти на пользу участникам мирных протестов. «Другая Россия» и ее лидер Гарри Каспаров отмежевались от Березовского».

Украина – не Россия. Демонстрацию в Москве постоянный обозреватель «Вашингтон пост» Энн Эпплбаум сравнивает с мирными демонстрациями протеста в Киеве против президента Виктора Ющенко. «В Москве, – пишет она, – против двух-трех тысяч демонстрантов были выставлены девять тысяч милиционеров, двести человек были арестованы, в том числе Гарри Каспаров. В Киеве в течение нескольких дней в демонстрациях на Майдане участвовали от 35 до 70 тысяч человек. Милиция никого не задерживала, ни один демонстрант не был арестован».

«Интуитивно каждому хочется видеть более светлые перспективы для демократии в России, пишет обозреватель «Вашингтон пост». – К сожалению, организованные ею протесты свидетельствуют не о демократизации России, а скорее об ее отсутствии. Дело в том, что российские власти с помощью цензуры, запугивания и даже убийств фактически ликвидировали возможность политических дискуссий. Судя по реакции властей на субботние демонстрации в Москве, даже горстка людей, желающих поддержать хотя бы видимость своего присутствия в общественной жизни вне мейнстрима, должна быть готова, что против нее будут предприняты насильственные действия».

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG