Государственный департамент США характеризует как «тревожный факт» грубый разгон антиправительственных демонстраций в Москве и Санкт-Петербурге.
Госдепартамент заинтересованно следил за драмой, разыгравшейся в российских столицах в минувшие выходные, и назвал действия властей несовместными с декларируемой Кремлем приверженностью демократическим ценностям. Администрация была встревожена избиением демонстрантов и арестом двухсот активистов, включая лидера оппозиции Гарри Каспарова.
Комментируя эти события, пресс-секретарь госдепартамента Шон Маккормак отметил, что пропутинский митинг прошел в пятницу в Москве без каких-либо эксцессов.
Репрессии, обрушенные на несогласных, ставят под сомнение способность оппозиции свободно действовать в России в преддверии грядущих парламентских и президентских выборов, сказал Маккормак: «При демократии у людей есть право свободно выражать свои взгляды и проводить мирные акции протеста, в полной мере участвовать в выборах. Это первоосновы демократической системы. И то, что силовые структуры подавляют свободу слова и препятствуют всестороннему участию оппозиции в политике, не может не тревожить».
Маккормак не уточнил, подняла ли администрация вопрос о разгоне манифестаций непосредственно с российскими представителями, хотя о зажиме гражданского общества в России госдепартамент и Белый Дом говорят уже давно.
Представитель правительства Германии, ныне председательствующей в Европейском Союзе, назвал действия российской милиции неприемлемыми и обещал, что Берлин будет просить у Москвы разъяснения случившегося.
Гарри Каспаров, несмотря ни на что, заявляет, что оппозиция не ослабит давления на власть до самых выборов. По его словам, Путин фактически задушил демократию в России и сейчас собирается устроить профанацию свободного волеизъявления.
Столичный мэр Лужков уверяет, что манифестация была разогнана, когда оппозиционеры попытались превратить разрешенный митинг в несанкционированное шествие. Но, как указал Маккормак, субботняя акция носила явно мирный характер, и вообще у оппозиции должно быть право собираться, проводить шествия и беспрепятственно выражать свои взгляды.