Линки доступности

Новости Голливуда: «ГрайндХауз»


Сначала важная информация. В России и некоторых других странах этот фильм выйдет на экраны иначе, чем в Северной Америке. В частности, в России сначала будет выпущен в прокат «ГрайндХауз: Доказательство смерти», а с разрывом в две недели зрители увидят «ГрайндХауз: Планета страха».

Можно понять иностранных прокатчиков, опасающихся кассового провала трехчасового фильма, каковым на самом деле является оригинал Grindhouse режиссеров Роберта Родригеса и Квентина Тарантино. Понятно, также, что у зарубежного зрителя нет понимания концепции сдвоенного сеанса, и даже в Америке сегодня не все знают, что такое «Грайндхауз». Кстати, даже среди знатоков американского кино идут споры, откуда на самом деле взялось это слово, обозначавшее задрипанные провинциальные кинотеатры или театры на задворках больших городов, где на сдвоенных сеансах демонстрировались так называемые «эксплуатационные фильмы» – минимальный бюджет, максимальные секс и насилие, возможные на экранах 70-х годов и практически невозможные сегодня при все растущем давлении моралистов-консерваторов. Одна из версий – пленка была заигранной и жеваной от показа на древних проекторах, и фильм выглядел как из мясорубки. To grind по-английски может означать «перемалывать».

Словно в пику нашим ханжам киновундеркинды Тарантино и Родригес, досконально знающие американское кино всех жанров, решили ностальгически воздать должное «эксплуатационному» кино, смелому дедушке полусмелых сегодняшних киновнучат - коммерческих поделок (или подделок?). Американский зритель, купив билет на оригинальную версию фильма, по задумке его авторов должен полностью испытать эмоции зрителей того уже далекого времени. Родригесу и Тарантино с помощью мастеров спецэффектов удалось полностью сымитировать состояние тогдашней проекционной техники и структуру тогдашнего киносеанса.

Картина начинается с дерготни якобы плохо заправленной в аппарат пленки, а потом следует заезженный ложный ролик-анонс в стиле тех времен, плюс ложная же кинореклама. После этого начинается демонстрация первого «сеанса», который состоит из фильма Роберта Родригеса «Планета страха» (Planet Terror). Это стилизация под популярный в свое время жанр картин о борьбе с живыми мертвецами-зомби.

Я чуть не сказал, что перед нами фильм ужасов, но вовремя спохватился, поскольку это на самом деле фильм о том, как делались подобные картины в свое время и как их смотрели. Для сегодняшнего зрителя это все-таки комедия с изобилием графического насилия. Но Родригес, думаю, только отчасти пародирует своих работавших за копейки предшественников. Являясь, кроме режиссера-постановщика и сценариста, еще и оператором, монтажером и композитором фильма, экспериментатор-Родригес вкладывает в свою работу безраздельную любовь к кино в его самых, казалось бы, низменных проявлениях.

Как и в случае второй картины сдвоенного сеанса, сделанной Тарантино, первая – «Планета страха» – кино о том, как делается кино. Этакий постмодернистский экзерсис на заданную авторами самим себе тему.

Поэтому не ждите и от меня чего-то подобного традиционным рецензиям на «Планету страха» или «Доказательство смерти». Этот фильм мастера кино эпохи постмодерна Квентина Тарантино смотрится как более современная по форме и близкая к реализму картина. Но она тоже игра в «обманку» со стороны автора.

В ходе диалогов в экспозиции фильма упоминаются знаковые для темы картины ушедших эпох, такие как «Исчезающая точка», «Хупер», «Машина Шарки» и другие. «Доказательство смерти» (Death Proof) тоже кино про кино. И, скажу вам, кино захватывающее.

Сюжет донельзя прост. Маньяк-серийный убийца девушек (Курт Рассел в необычной для него роли), выслеживает их в барах, а потом на своей каскадерски оборудованной машине врезается в автомобили намеченных жертв на бешеной скорости. Первая половина «Доказательства смерти» показывает красивых девушек как жертв на заклание. Зато во второй половине происходит полный перевертыш. Самозванный горе-каскадер нарывается на группу девушек, чья профессия... кинокаскадеры. Причем лучшие в бизнесе. Одну из них играет новозеландка Зое Белл, которая была дублершей Умы Турман в фильме Тарантино «Убить Билла». Когда «каскадер» Майк на своей черной машине начинает смертельные игры с девушками в белом автомобиле, он получает по заслугам. Охотник превращается в дичь. Причем, вполне в стиле Тарантино, девушки получают истинное удовольствие от своего полного озверения.

Думаю, что даже отъявленные феминистки будут шокированы такой манифестацией женского равноправия. Здесь постмодернизм фильма иронически касается модной сегодня темы постфеминизма. Но эти «умные» мысли приходят потом. А во время просмотра ты абсолютно захвачен мастерскими съемками автомобильных погонь и столкновений. Конечно, нужно воздать должное каскадерам-водителям и Зое Белл, совершенно бесстрашно болтающейся на капоте в ходе жутких столкновений машин.

Но Тарантино (впервые, кстати, являющийся оператором своей картины) демонстрирует феноменальную технику съемок и монтажа. Не побоюсь сравнить автогонки «Доказательства смерти» с классическими сценами того же рода из «Французского связного». Причем у Тарантино они сняты еще энергичнее и более выигрышно смонтированы.

Да, чуть не забыл. Между сеансами фильмов Родригеса и Тарантино идет серия роликов вымышленных фильмов, снять которые Тарантино и Родригес поручили сегодняшним мастерам соответствующих эксплуатационных жанров – Робу Зомби (это фамилия такая!), Эли Роту и Эдгару Райту. Те выполнили заказ с блеском – ролики полны иронии по поводу жанров, в которых авторы так преуспели.

Не пугайтесь также, когда на экране появится надпись: «Извините за неудобство. Эта часть фильма утеряна». Это такой же трюк авторов, как и объявление о перерыве между двумя фильмами. В туалет отлучаться опасно, можно пропустить много интересного.

XS
SM
MD
LG