Линки доступности

Всемирный день борьбы с туберкулезом


Сегодня Всемирный день борьбы с туберкулезом. Он приурочен к 125-й годовщине открытия бактерии – возбудителя этой тяжелой легочной болезни. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается примерно десять миллионов больных туберкулезом, от которого ежегодно погибает 1,6 млн. человек. Самое большое число больных – в Южной и Восточной Азии, а также в Африке и западной части Океании.

В США с 1995 года заболеваемость туберкулезом неуклонно снижалась. Но в последние три года специалистов насторожил тот факт, что темпы снижения замедлились вдвое. Это означает, что больше людей стали заболевать туберкулезом. Поэтому ученым, занимающимся проблемами этой болезни, которая когда-то считалась вполне излечимой, пришлось снова вернуться в лаборатории.

…Пятидесятидвухлетний Джесси Юбэнкс, житель города Балтимор (штат Мэриленд), три раза в неделю в определенное время должен быть дома и дождаться прихода медработника из городской администрации. На глазах медработника Линды Эллисон Джесси принимает несколько таблеток. Линда говорит, что за четыре месяца ее визитов с ним произошла удивительная перемена, его здоровье стало намного лучше.

Джесси Юбэнкс – один из тридцати четырех больных туберкулезом, зарегистрированных в прошлом году в Балтиморе. После подтверждения диагноза он обязан участвовать в городской программе непосредственного наблюдения за терапией (ННТ). Доставляя лекарства больному, медики могут удостовериться в том, что терапия действительно проводится.

Программа ННТ была впервые внедрена в Балтиморе тридцать лет назад. За пятнадцать лет благодаря этой программе заболеваемость туберкулезом в городе снизилась на 70%, и стало возможным закрыть четыре из пяти туберкулезных амбулаторий.

Метод непосредственного наблюдения за терапией одобрен Всемирной организацией здравоохранения. Но доктор Ричард Чейсон, сотрудник центра туберкулезных исследований при университете Джонса Хопкинса, говорит, что во многих странах не хотят применять эту программу из-за ее трудоемкости. Д-р Чейсон считает это ошибкой: «Дешевле нанять несколько сотрудников, которые будут наблюдать за лечением. Это обеспечит нужную терапию, уменьшит число осложнений и случаев лекарственно-устойчивого туберкулеза».

Стандартный курс лечения длится шесть – девять месяцев, но при лекарственно-устойчивом туберкулезе он занимает от полутора до двух лет. Если больной не соблюдает время приема лекарств или вообще перестает их принимать, бороться с бактерией становится гораздо труднее.

Самовольное снижение лекарственных доз чрезвычайно опасно. «Люди прерывают курс лечения, так как их самочувствие улучшается, и им кажется, что они больше не нуждаются в лекарствах, – говорит Кеннет Кастро, заведующий отделом профилактики туберкулеза Центров контроля и предупреждений заболеваний в Атланте (Джорджия). – Это приводит к мутации бактерий, которые приобретают устойчивость к препаратам, ранее считавшимся эффективными».

Профессор Жак Гроссэ – сотрудник Медицинской школы университета Джонса Хопкинса – исследует действие препарата моксифлоксацина. В опытах на мышах и в ходе предварительных клинических испытаниях было обнаружено, что это лекарство позволяет сократить продолжительность курса лечения с шести до четырех месяцев, а в будущем еще значительнее.

С 2005 года заболеваемость туберкулезом среди белых американцев идет на убыль, но среди чернокожих она держится на прежнем уровне. Однако самый высокий подъем заболеваемости в нашей стране наблюдается среди иммигрантов. В США по меньшей мере половина новых случаев туберкулеза диагностируется у людей, родившихся в других странах. Большинство из них – выходцы из Мексики, Вьетнама и Филиппин.

Врачи предупреждают, что при отсутствии необходимого лечения на ранних стадиях болезни может развиться лекарственная устойчивость, и тогда очень мало шансов победить болезнь. Даже магический моксифлоксацин Жака Гроссэ может оказаться неэффективным.

Все эксперты единодушны в том, что разработка новых лекарств невозможна без финансовой поддержки со стороны фармацевтических компаний и правительств. «С туберкулезом ситуация такова: либо вы платите прямо сейчас, либо вы платите потом, но уже намного больше, – говорит д-р Кастро, – причем плата – это не только денежные затраты, но и число смертельных случаев».

XS
SM
MD
LG