Линки доступности

Обзор печати от 16 марта 2007 г.


Чечня кадыровская. Россия Репортажи из Чечни в американских СМИ появляются в последнее время нечасто. Одно из немногих исключений – статья побывавшего там в конце февраля корреспондента журнала «Ю-эс ньюс энд уорлд рипорт» Себастьяна Смита. «За двенадцать лет чеченской войны погибли от 50 до 100 тысяч мирных граждан и около 10 тысяч российских солдат, – напоминает журналист. – Сегодня этот разоренный уголок России выпал из поля зрения Запада. А между тем чеченский конфликт дает ключ к пониманию новой России. Для президента Владимира Путина беспощадная военная кампания в Чечне является одним из ключевых элементов его политики по наведению порядка в стране. Критики этой политики считают, что она отражает широкомасштабное наступление авторитаризма наряду с ликвидацией свободных средств массовой информации и большей части политической оппозиции по всей России».

«В столице Чечни Грозном, разрушенном за годы бомбардировок и обстрелов федеральными силами, жизнь возвращается в нормальное русло лихорадочными темпами. На месте вчерашних развалин высятся стильные стеклянные фасады деловых фирм. На центральной городской площади, где во время боев – самых ожесточенных со времени Второй мировой войны – погибли сотни людей, бьют фонтаны. Однако у провозглашенной Кремлем победы есть и обратная сторона. Во время одной из нечасто организуемых поездок в район Ведено в глаза бросаются усиленные российские военные патрули в состоянии боевой готовности – через полупустынные селения движутся колонны российских танков».

Пишет Себастьян Смит и о так называемых «кадыровцах» – сформированных недавно назначенным президентом Чечни Рамзаном Кадыровым полувоенных формированиях. «Кадыров нужен Путину: его «кадыровцы» успешно действуют против оставшихся боевиков, – говорится в статье. – В отличие от федералов они хорошо знакомы с местными условиями, говорят на местном языке и – самое главное – хорошо разбираются в сложных неписаных законах и традициях чеченского общества. Однако Москву беспокоит то, что большую часть этих вооруженных формирований численностью до семи тысяч человек составляют бывшие боевики, которых уговорили или принудили перейти на другую сторону», – пишет корреспондент «Ю-эс ньюс энд уорлд рипорт».

Россия – Запад: не конфронтация, а место под солнцем. Последний, весенний номер ежеквартального журнала «Вашингтон куотерли» целиком посвящен российским проблемам. Лейтмотив помещенных в журнале статей – «Россия на подъеме». В журнале выступают известные политологи и эксперты – американские, российские и европейские: Дмитрий Тренин, Александр Рар, Селест Уолландер и другие. Одна из главных тем почти всех статей – эволюция отношений России с Западом. Она стала особенно актуальной после известного выступления российского президента Владимира Путина на международной конференции по безопасности в Мюнхене.

«Отношения между Западом и Россией на сегодняшний момент находятся в сложной фазе, – пишет один из авторов «Вашингтон куотерли» – научный сотрудник Гарвардского университета Джеффри Манкофф. – Однако очень важно не перегнуть палку и не спешить с выводом, будто Кремль вновь готов бросить вызов Западу. Этот довольно распространенный взгляд не принимает в расчет траекторию российской внешней политики в течение более длительного периода. Судя по ней, Москва мало расположена к конфронтации. Рассуждая во внешнеполитических терминах, поведение России в 2006 году вполне соответствовало стратегии Кремля на протяжении прошедшего десятилетия. Главный компонент этой политики заключался не в вызове Западу, а в стремлении доказать, что Москва по-прежнему является важным игроком на международной арене».

«Главной отличительной чертой российской внешней политики остается утверждение права России на самостоятельные действия в качестве полностью независимой великой державы в рамках глобальной системы, тон в которой задает группа крупнейших государств, а многонациональные институты и нормы не имеют главенствующего значения. Российская внешняя политика не изменилась по существу: изменилась среда, в которой она проводится. В частности, благодаря высоким ценам на нефть и газ и ослаблению влияния США в результате войны в Ираке у Кремля появилась возможность более свободно проводить политику, которую давно предпочитала российская элита», – говорится в статье, напечатанной журналом «Вашингтон куотерли».

Тематический парк взамен «России»? «Нью-Йорк таймс» напечатала статью Николая Урусоффа о новом проекте застройки территории напротив московского Кремля, на месте снесенной гостиницы «Россия». Проект подготовлен одним из крупнейших современных архитекторов Норманом Фостером. Там, где еще совсем недавно высились корпуса крупнейшего в Европе отеля, архитектор предлагает возвести комплекс из четырех гостиниц, торгового центра и концертный зал на две с половиной тысячи мест.

Автор статьи относится к этому и другим проектам архитектурного обновления Москвы довольно критически: «Участие Нормана Фостера в этом проекте, возможно, придется по душе тем, кто надеется таким образом поднять на более высокий уровень московские архитектурные стандарты, – пишет он. – Однако, к сожалению, это не самая лучшая его работа».

Сожалеет автор и о сносе ряда других исторических зданий, и о том, что целый ряд архитектурных памятников столицы находятся в жалком состоянии. «Нет больше гостиницы «Москва» – одного из самых достопримечательных зданий сталинской эпохи. Построенный в конце двадцатых годов архитектором Моисеем Гинзбургом «дом Наркомфина» – так же, как и рабочие клубы, спроектированные Константином Мельниковым – сегодня заброшены. А это были одни из наиболее известных памятников мировой архитектуры XX века. Теперь очень часто эту историю подменяют своеобразным тематическим парком дореволюционной России, заслоняющим подлинную историю Москвы», – пишет Николай Урусофф в газете «Нью-Йорк таймс».

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG