В начале текущей недели в Нью-Йорке состоялся первый раунд исторических переговоров между США и Северной Кореей, направленных на нормализацию дипломатических отношений между двумя странами. Глава делегации США Кристофер Хилл оптимистически оценил перспективы состоявшегося обмена мнениями, однако был вынужден признать, что пути решения самой сложной проблемы – демонтажа северокорейского потенциала производства оружейного плутония – еще только предстоит найти.
Состоявшиеся переговоры – первый этап реализации соглашения между Пхеньяном и Вашингтоном, целью которых является демонтаж северокорейской программы производства ядерного оружия. Переговоры также могут подвести формальную черту под итогами Корейской войны 1950-1953 годов и приведут к установлению дипломатических отношений в полном объеме между бывшими соперниками.
Для обеих стран, отношения между которыми в последнее время нельзя назвать иначе как враждебными, нью-йоркский раунд стал историческим шагом. Тем не менее, по словам заместителя государственного секретаря по делам Восточной Азии Кристофера Хилла, самое сложная часть переговоров еще впереди. «Начавшийся процесс в чем-то схож с компьютерной игрой, где каждый следующий уровень сложнее предыдущего», – заметил он.
Следующий рубеж – удостовериться, что Северная Корея действительно остановила ядерный реактор в Йонбене и разрешила доступ туда инспекторам МАГАТЭ. В случае выполнения этого условия Пхеньяну будут поставлены 50 тысяч тонн топливного мазута. Северная Корея получит еще около 1 миллиона тонн топлива, а также другую экономическую и гуманитарную помощь, если представит полный список своих ядерных объектов.
Посол Хилл выразил удовлетворение состоявшимся обсуждением, однако подчеркнул, что следует подождать конкретных результатов: «КНДР все еще продолжает производство плутония, поэтому пока еще преждевременно праздновать победу. Посмотрим, как пойдет дело дальше».
На будущей неделе в Пекине возобновятся шестисторонние переговоры с участием США, Японии, Китая, России и обеих Корей. Перед их началом Вашингтон и Пхеньян проведут еще один двусторонний раунд.
В то время как переговоры по демонтажу ядерного реактора в Йонбене продвигаются вперед, назревает конфронтация в связи с ядерной программой Ирана. Отвечая на вопрос журналистов, какие уроки может извлечь Тегеран из северокорейской ситуации, посол Хилл сказал, что универсального шаблона решения проблемы не существует. Вместе с тем он отметил, что Пхеньяну пришлось заплатить за свою ядерную программу высокую цену.
«Ядерное оружие ничего хорошего Северной Корее не принесло, – заявил Хилл. – Я считаю, что страна оказалась в еще большей изоляции и нищете, чем раньше. Если проанализировать состояние ее экономики, то видно, что ядерное оружие было абсолютно для нее бесполезным. Я надеюсь, что народ Ирана учтет этот факт. Когда говорят, что с Северной Кореей обращаются лучше, я не думаю, что сами северокорейцы так считают. Они столкнулись с серьезными проблемами, причиной которых стало их решение создать собственное оружие массового поражения».
Через несколько часов после первого раунда переговоров в Нью-Йорке в столице Вьетнама Ханое прошла встреча северокорейских и японских дипломатов, на которой обсуждались проблемы двусторонних отношений. Однако переговоры были прерваны, поскольку представителям Пхеньяна не понравился ход дискуссии о проблеме японских граждан, похищенных северокорейскими агентами.