Линки доступности

Положение иракских беженцев в Сирии


Организация Объединенных Наций предупреждает, что насилие в Ираке ведет к тяжелейшему гуманитарному кризису на Ближнем Востоке из-за огромного наплыва беженцев. По подсчетам ООН из двадцати шести миллионного населения Ирака, почти два миллиона человек оказались на положении беженцев на своей родине, а еще два миллиона иракцев вынуждены были бежать за границу, в основном в соседние Иорданию и Сирию.

Сотни иракских беженцев собрались перед офисом агенства ООН по делам беженцев в Дамаске. Этих людей переполняет смешанное чувство страха, тревоги и гнева.

Полувоенные формирования шиитского клерика Муктады аль-Садра вынудили семью этой женщины бежать, бросив свой дом в Багдаде, говорит она. Страна управляется шиитами и иранцами.

«Мы должны прогнать американцев, - говорит она. - Мы должны избавиться от нынешнего иракского правительства в Багдаде - они иранские марионетки. Они превратили нашу жизнь в ад!»

Эта беженка одна из нескольких сотен иракцев, собравшихся недавно перед офисом агенства ООН по делам беженцев, чтобы заявить о своих опасениях чиновникам, что сирийское правительство может ввести более жесткие правила в отношении беженцев и депортировать их. Представители властей позднее заявили, что это не соответствует действительности.

Но почти миллион иракцев, бежавших в Сирию, воспринимают подобные слухи как угрозу: «Куда нам деваться? Я спрашиваю президента Буша? Куда нам деваться? Что нам делать?»

Зейнаб аль-Мелх рассказывает, как она покинула Багдад вместе с семьей семь месяцев назад, также из-за угрозы шиитского ополчения убить всю ее семью.

Мелах прямо возлагает вину за случившееся на американскую администрацию. Она говорит, что если бы американцы не вторглись в Ирак, ничего подобного не произошло.

«Мы хотим спросить с президента Буша. Потому что он заявлял: « Я принесу демократию в Ирак, я принесу свободу в Ирак, я принесу мир в Ирак». Мы не видим никакой демократии, никакой свободы и никакого мира в Ираке - мы видим здесь только убийства и кровь!»

С середины семидесятых годов прошлого столетия миллионы иракцев покинули родину, спасаясь от жестокого режима Саддама Хуссейна. Иракские эмигранты были счастливы, когда Саддам Хуссейна свергли в две тысячи третьем году и никто не ожидал еще одного массового исхода людей из Ирака. Не политические действия являются причиной проблемы, говорит Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутеррес: «Международное сообщество внимательно следит и интересуется политическим, военным положением и ситуацией с безопасностью в Ираке. Но, к сожалению, мало внимания в мире обращается на гуманитарную ситуацию в Ираке.»

ООН полагает, что только в Сирию ежемесячно приезжают от тридцати до сорока тысяч иракцев. Большинство попадают сюда по пыльной, длинной дороге через пустыню и оказываются в районе Дамаска - «Сайдах Зейнаб».

Сабах Шаффат руководит туристическим агенством «Ахель А-Шам». Принадлежащие турагенству автомобили и автобусы часто ездят по маршруту Багдад-Абу Грейб-Рамади-иракско-сирийская граница и далее в Дамаск.

«У нас нет никаких проблем между суннитами и шиитами - мы дружно живем вместе уже тридцать лет. Проблема создается людьми, приезжающими в нашу страну… Я сам суннит, а мой друг - шиит.»

Здесь сейчас нет беженских лагерей, и нет «палаточных городков». Многие из беженцев образованные, квалифицированные специалисты и приехали сюда с деньгами, достаточными, чтобы купить или арендовать квартиру и содержать свою семью. Но не все…

Христианский монастырь «Ибрагим аль-Халил» открывает три раза в неделю свою кухню и бесплатно кормит три раза в день рисом с мясом почти пятьсот человек, шестьдесят процентов которых иракские беженцы. Это иракские христиане, которые, как и их мусульманские соотечественники, бежали из Ирака, опасаясь за свою жизнь.

Кэтрин Слебах говорит, что бежала из Ирака три месяца назад и вместе с родственниками.

«Ее мужа убили, говорит она, а сына похитили и позже, когда семья заплатила выкуп - выпустили. Мы не могли оставаться там, продолжает она, жизни там нет, дети не могут ходить в школу или выйти на улицу, работы то же нет. Она говорит, что американские войска предлагают некоторую защиту, но этого недостаточно. Кэтрин Слебах боится, что, когда американцы покинут Ирак, насилие только усилится.»

Другие женщины соглашаются с Кэтрин. Они не рассчитывают скоро вернуться в Ирак: там нет будущего, заявляют иракские беженки!

XS
SM
MD
LG