Двадцать третьего февраля, отмечается День международного ротарианского движения. У этой гуманитарной организации богатая столетняя история. А начиналось все именно 23 февраля 1905 года, когда чикагский адвокат Пол Харрис и три его друга – горный инженер, портной и продавец угля – решили организовать клуб. Его целью было воссоздание духа дружбы и сотрудничества между деловыми людьми, который ощущался в небольшом американском городке, где вырос сам Пол. Название же rotary произошло от практики чередования места проведения клубных собраний.
Сегодня ротарианские клубы существуют почти в 200 странах и объединяют около двух миллионов человек – людей разных рас, национальностей, религиозных взглядов и политических убеждений, но убежденных в необходимости сотрудничества в гуманитарной сфере.
Есть такие клубы и в России. Первые клубы с ротарианскими намерениями появились в Москве и в Ленинграде еще до распада СССР. Тогда многие в стране воспринимали это как дань перестроечной моде, как своего рода заморскую экзотику. Впрочем, и на Западе не были уверены, что этот общественный опыт быстро приживется в России.
Но уже через несколько лет, когда новые ротари-клубы стали расти как грибы после дождя, причем не только в столицах, но и в далекой провинции (в Ростове, Волгограде, Новосибирске, Иркутске), многие и в России, и за рубежом поняли: процесс, как говорится, пошел. И сегодня ротари-клубы существуют уже во многих крупных российских городах. Их число продолжает расти. Более того, в прошлом году был создан первый отдельный российский ротарианский округ, который объединяет более 50 клубов в европейской части России.
Почему же все это стало возможным? Прежде всего, многие молодые российские бизнесмены на европейском и, конечно, американском опыте (ведь напомню, что первый ротари-клуб был создан ровно сто лет назад в пригороде Чикаго) увидели: эта система благотворительности реально действует.
«Для меня, – признается нынешний президент одного из ротари-клубов на Юге России Евгений Новоселов, – стало откровением, когда, побывав на бизнес-стажировке в Америке, я увидел, как работает ротарианская идея в одном из небольших городков штата Висконсин. Именно тогда я понял, как много полезного из этого социального опыта мы можем использовать и у себя дома».
Примерно так же могут высказаться сотни бизнесменов – участников российско-американской программы эффективного производства, вот уже 20 лет реализуемой Центром гражданских инициатив в Сан-Франциско. Многие из выпускников этой программы, поучившись в США, пожив в семьях ротарианцев, увидев, чем занимаются местные ротари-клубы, сегодня не только стали преуспевающими бизнесменами, но и активными ротарианцами: на их счету множество прекрасных гуманитарных проектов. Кстати, и нынешний президент российского ротарианского округа 2220 Андрей Даниленко в прошлом сам координатор программ Центра гражданских инициатив.
Впрочем, короткая пока история российских ротари-клубов вовсе не так безоблачна. Бывали случаи, особенно в глубинке, когда основателей новых клубов всерьез принимали за… масонскую ложу или религиозную секту. Эти небылицы, к сожалению, распространялись не только на уровне обывательских сплетен, но и подхватывались, тиражировались прессой. Потребовались годы, чтобы общественность могла убедиться, что Ротари – это динамичная общественная организация, с прозрачными финансами, открытым членством, полезными гуманитарными инициативами.
Другая проблема – что в новые российские ротари-клубы приходили некоторые люди (особенно молодые предприниматели) из чисто меркантильных интересов, считая Ротари своего рода торговой ассоциацией, пригодной прежде всего для продвижения их бизнеса. А ведь главный многолетний девиз движения – «Service above self», что можно перевести как «Служение обществу превыше себя». Даже названия ротарианских акций в Москве и Петербурге, Саратове и Краснодаре, других городах, говорят сами за себя: «Ротари против рака», «Право на жизнь», «Подарки для детей», «Платье для Золушки»…
Показательно, что в ротарианские клубы входят не олигархи, а представители среднего и малого бизнеса, которых сегодня в России становится все больше, а значит, появляется больше возможностей для подобных начинаний.
И еще. Впервые губернатором ротарианского дистрикта, включающего Аляску, Северо-Запад Канады и российский Дальний Восток, не так давно был избран россиянин Владимир Донской. Впрочем, в данном случае границы – дело десятое. Главное, что россияне уже стали полноправными членами международного ротарианского движения.
В июне этого года в северном пригороде Чикаго – городе Эванстон (штат Иллинойс), где находится штаб-квартира Rotary International и дом основателя ротарианского движения Пола Харриса, состоится конференция, посвященная дальнейшему развитию ротарианских клубов в России. В рамках конференции планируется определить новые совместные проекты, установить двусторонние контакты между клубами в России и Соединенных Штатах, создать смешанный российско-американский комитет.
Конечно, американский и современный российский опыт ротарианской благотворительности пока трудно сопоставим, особенно подальше от столичных городов. Но закономерно, что после этой чикагской конференции в России появятся новые клубы, новые совместные культурные программы и благотворительные медицинские проекты. Их главная цель – показать, что бизнес и общественное служение – это вовсе не взаимоисключающие понятия в современном мире.