Говорят, в хороших руках и палка зазвучит… Исполнение на бубнах, колокольцах и ложках имеет многовековую традицию, которой люди обязаны скоморохам и шутам. Странствующие комедианты продолжили ее на подмостках балаганов и манежей. Позднее результатом эксцентрического переосмысления бытовых предметов в виде музыкальных инструментов стали «поющая» пила, метла, «звучащие» камни, сковородки, березовые дрова и бутылки.
Герой нашего репортажа Джим Тернер для реализации своих музыкальных способностей выбрал стекло. Точнее, всем хорошо известные бокалы. «На каждое выступление я сам доставляю инструменты. Их у меня несколько, самый тяжелый - из гаечных ключей, я сам его изобрел. Груза набирается килограммов семьдесят пять, так что нужно оставаться в хорошей спортивной форме. Я отжимаюсь по 60 раз ежедневно – в порядке музподготовки», - улыбается Джим. Среди его изобретений наибольшей популярностью пользуется музыкальная арфа из стекла, где роль струн выполняют обычные фужеры
«Где вы находите фужеры нужных размеров?», - осведомилась я у музыканта.
«В самых дешевых магазинах, - ответил он. – Чем проще стекло, тем оно лучше звучит. Я настраиваю фужеры, наливая определенное количество воды, непременно дистиллированной. Чем крупней фужер и чем больше воды, тем ниже звук. Это довольно трудоемкий процесс. В марте мне предстоит сольное выступление с симфоническим оркестром Питтсбурга. Перед этим надо будет настроить инструмент. Без воды звучание будет совсем другим, это будет авангардная – атональная – музыка».
На инструменте Тернера с одинаковым успехом звучат классика, фольклор и джаз. Джим одновременно играет на шести стаканах, а всего их 60, и к ним иногда он добавляет еще 10. Музыкой он увлекся с детства, учился игре на кларнете и фортепиано Собственные инструменты – плод его многолетних исследований в области теории звука.
«Я играю в концертах произведение Моцарта, написанное для стекла. Мало кто знает, что в то время было создано более 400 подобных пьес. Но к началу XIX столетия почти все они были утеряны, как, впрочем, и инструменты», - рассказывает маэстро.
«Адажио Моцарта для стекла необыкновенно красиво, - отмечает зрительница Анна Кайзер. – Это поразительно умиротворяющая музыка. Я слушала аналогичных исполнителей в Европе, но в Америке – первый раз. Я получила огромное удовольствие».
Джим Тернер выступает не только в концертах. Его часто приглашают на свадьбы, предприятия малого бизнеса, в школы и больницы. Стеклянный инструмент Тернера неоднократно звучал в Национальном кафедральном соборе Вашингтона, на пасхальном концерте в Белом Дома, в знаменитом столичном Центре исполнительских искусств имени Кеннеди. Джим часто солирует с американскими симфоническими оркестрами, он желанный гость вечерних телевизионных шоу. На приглашение музыканта поучаствовать в концерте зрители откликаются с большим энтузиазмом, правда, совместному исполнению предшествует короткий инструктаж. Зато радость успеха тоже разделяется со всеми.
Перед расставанием Джим говорит: «Бах - мой самый любимый композитор, но я обожаю русских авторов - Римского-Корсакова, Бородина, играю Чайковского из «Щелкунчика». Хочу воспользоваться возможностью и поприветствовать всех россиян. Здоровья вам и удачи, друзья!»