Линки доступности

Председатель Хельсинкской комиссии США о выборах в Туркменистане


США выразили надежду, что выборы, прошедшие в Туркменистане, положат начало демократизации в стране, хотя новый президент Гурбангулы Бердымухаммедов и набрал традиционно 90% голосов избирателей.

Официальный представитель государственного департамента Шон Маккормак заявил на пресс-конференции, что выборы в Туркменистане стали первым небольшим шагом на пути к политическим и электоральным реформам, которые в свое время могут создать условия для проведения свободных и честных выборов, соответствующих международным стандартам.

По словам Маккормака, несмотря на нарушения, зафиксированные на выборах, Соединенные Штаты собираются поддерживать дипломатические отношения с Туркменистаном. Он подчеркнул, что Туркменистан только что освободился от одного из самых жестких диктаторских режимов.

На инаугурационной церемонии Бердымухаммедова присутствовал заместитель госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Николас Бернс, который встретился с официальными представителями Туркменистана.

Средства массовой информации продолжают обсуждать результаты выборов. Своими соображениями по этому поводу поделился в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» конгрессмен-демократ Элси Хейстингс, председатель Хельсинкской Комиссии США (Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Наджия Бадыкова: Как вы оцениваете прошедшие президентские выборы в Туркменистане?

Элси Хейстингс: Во-первых, делегация Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе не вела мониторинга выборов, а лишь следила за их процедурной стороной. Именно поэтому председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Ёран Леннмаркер не сделал официального заявления по поводу выборов.

Я бывал в Туркменистане еще при жизни Туркменбаши. Конечно, смерть любого человека – это грустное событие, поэтому я приношу соболезнования всем, кто следовал его идеям, – как позитивным, так и негативным. Мне показалось, что международное сообщество более или менее знало, каких результатов ожидать, что оно понимало, что из шести кандидатов победит Бердымухаммедов, что явка избирателей будет высокой и что он получит, как мне представляется, довольно необычный результат на этих так называемых «выборах».

Туркменистану еще предстоит очень много сделать для того, чтобы стать членом мирового сообщества. Народ Туркменистана этого заслуживает. Я надеюсь, что новый президент выполнит все свои обещания, особенно в отношении политических заключенных. Конечно, в какой-то мере он будет следовать по пути президента Ниязова, но это не должно предполагать нарушения прав человека.

На инаугурации нового президента присутствовали руководители многих стран – Казахстана, Украины, Грузии, Афганистана, России, Турции. Я знаком с большинством этих лидеров, и я убежден, что они стремятся вовлечь Туркменистан в свой круг. Я надеюсь (и здесь со мной согласен председатель ОБСЕ), что мы поможем парламентариям Туркменистана занять более значительную позицию в парламенте ОБСЕ.

В общем, хотя выборы проходили в здоровой обстановке, приходится сказать, они даже близко не соответствовали международным стандартам. Однако я надеюсь и верю, что будущие выборы будут намного прогрессивнее. Ничто не может заменить диалог. Если бы я был президентом США, я бы не поехал на инаугурацию в Туркменистан сам, но обязательно бы послал туда своего представителя. Нельзя решать проблемы, изолируя Туркменистан. Именно поэтому я являюсь горячим сторонником ОБСЕ и ее политики. Кстати, роль России здесь тоже значительна.

Н.Б.: Как могут США и американская Хельсинкская комиссия способствовать продвижению демократии в Туркменистане?

Э.Х.: Хельсинкская комиссия работает в двух направлениях. Первая – это содействие проведению экономических реформ, вторая – защита прав человека. Что можем сделать мы? Мы можем провести слушания по обоим этим вопросам. Туркменистан играет важную роль в области энергетики. Мы можем спросить Туркменистан, что он может сделать вместе с США и другими странами для укрепления энергетической безопасности. Далее, будет очень полезно, если Хельсинкская комиссия проведет слушания о проблеме политических заключенных в Туркменистане и вместе с Россией и другими странами региона – Турцией и Ираном – приложит усилия к развитию более цивилизованного общества в Туркменистане.

Я немало поездил по свету и заметил, что Туркменистан – это единственная страна (правда, это было шесть лет назад), где я никогда не видел, чтобы дети улыбались. Это меня очень встревожило. Даже в самых плохих условиях, намного хуже, чем в Туркменистане (например, в Индии, Африке), других регионах мира и, конечно, в США я всегда мог добиться от ребенка улыбки. И если единственное достижение нового президента Туркменистана будет состоять лишь в том, что он даст надежду детям, то и это уже станет громадным шагом вперед. Бердымухаммедов обещал улучшить систему образования. Что мы, мировое сообщество, можем сделать, чтобы это произошло? Мы можем обеспечить Туркменистан технической помощью, предоставить учебные пособия и преподавателей. Это – моя большая мечта.

XS
SM
MD
LG