Линки доступности

Кто должен ответить, почему расширяется НАТО? Взгляд из Молдовы


Несмотря на то, что конференция по проблемам безопасности в Мюнхене уже завершилась, СМИ продолжают обсуждать сделанные там заявления. В центре внимания – нападки президента России Владимира Путина на НАТО. Он заявил, что включение бывших просоветских государств в Североатлантический альянс дестабилизирует ситуацию в Европе и угрожает России: «Против кого это расширение?»

А что думают об этом в Молдове? Для молдаван речь идет в первую очередь о приднестровском конфликте. Россия является основным посредником в процессе урегулирования этого конфликта. И действительно, не будь России, многие события, возможно, развивались бы совершенно иначе.

Второго марта исполнится 15 лет со дня начала конфликта на Днестре. Все эти годы Москва неотступно поддерживала сепаратистский режим в Тирасполе. Именно в тылу российских войск тираспольские лидеры создали свои собственные военизированные формирования, которые по численности и обеспечению превосходят национальную армию Молдовы. Россия – вопреки взятым ею на себя на стамбульском саммите обязательств – заявила на днях журналистам в Севилье в лице министра обороны РФ Сергея Иванова после неформальной встречи Россия-НАТО, что она не станет выводить свои войска из приднестровского региона Молдовы.

В пользу такого подхода чаще всего приводятся два аргумента. Первый: контингент в полторы тысячи военнослужащих осуществляет миротворческую миссию. Однако официальный Кишинев уже много раз с различных трибун заявлял, что считает неэффективным нынешний трехсторонний состав миротворцев. В очередной раз такое заявление было сделано вице-премьером, министром иностранных дел и европейской интеграции Андреем Стратаном на 43-й международной конференции по безопасности в Мюнхене.

Второй аргумент: российские воинские подразделения в приднестровском регионе охраняют военные склады, на которых с советских времен хранятся около 19 тысяч тонн боеприпасов. И в этом случае много непонятных моментов. Глава непризнанной ПМР Игорь Смирнов считает, что склады военного имущества российской армии являются собственностью приднестровского народа и могут быть вывезены лишь при условии денежной компенсации со стороны правительства РФ в размере 100 миллионов долларов. С другой стороны, примерно два года тому назад Россия, под предлогом блокады со стороны приднестровского региона, остановила вывоз своего вооружения и отказалась использовать предоставленные ОБСЕ специальные камеры для утилизации пришедшего в негодность вооружения.

В марте 2006 года на молдавско-украинской границе был введен новый таможенный режим, согласно которому операции по импорту и экспорту могли осуществлять только предприятия с левобережья Днестра, которые зарегистрированы в официальных органах Республики Молдова. Вопреки положительной оценке Евросоюза, ОБСЕ и других международных организаций Тирасполь интерпретировал такой шаг Молдовы и Украины как экономическую блокаду. Россия была первой и единственной, кто поддержал такую точку зрения. Она стала посылать в приднестровский регион так называемую «гуманитарную помощь». Таким образом Москва поддерживает тот самый режим, который мешает ей выполнить свои международные обязательства.

За предыдущий год, ссылаясь на рыночные условия, Россия в два раза повысила Молдове цены на газ, тогда как приднестровскому региону его отдают за треть насчитанной для Молдовы стоимости.

Представители МИДа России в своих заявлениях уже много раз утверждали, что к приднестровскому региону, как и к Южной Осетии, Абхазии и Нагорному Карабаху, следует применить косовский вариант решения проблемы. Почувствовав такую поддержку, Тирасполь уже сейчас изъял из всех внутренних законодательных документов статьи, касающиеся построения конфедерации и федерации с Республикой Молдова. Теперь, заявил на днях председатель Верховного совета непризнанной Приднестровской республики Евгений Шевчук, отношения с Молдовой будут строиться с учетом волеизъявления жителей левобережья на референдуме 17 сентября 2006 года (кстати, не признанного никем, кроме России) и на основе Концепции внешней политики сепаратистского региона. По словам Шевчука, цель переговорного процесса с Кишиневом состоит в нормализации отношений на основе всеобъемлющего документа, но вне рамок общего государства. И это после всех заявлений посредников о поддержании целостности государства.

Это всего лишь несколько примеров, указывающих скорее на дестабилизацию, чем на обеспечение безопасности в регионе. Молдова продекларировала себя нейтральным государством и, согласно Конституции, она не может стать членом какого-либо военного блока или организации. В Грузии и в Украине – другая ситуация и свои аргументы в пользу вступления в НАТО, но так или иначе они сводятся к желанию получить большие гарантии безопасности, нежели те, что есть. Таким образом, может быть, кое-кому стоит самим ответить на вопрос, почему расширяется НАТО, прежде чем задавать его другим.

XS
SM
MD
LG