Линки доступности

Обзор печати от 9 февраля 2007 г.


Россия уже не та. Газета «Нью-Йорк таймс» напечатала статью видного политического обозревателя Томаса Фридмана, которая начинается со слов «Для характеристики сегодняшней России однозначные оценки не подходят». С одной стороны, считает автор, «администрацию Путина уже нельзя назвать демократической: она «кастрировала» парламент, поставила под надзор государства или запугала основные СМИ, подчинила себе судебную власть и принудительными методами установила контроль над крупнейшими энергетическими компаниями. С другой стороны, поговорите с россиянами, и вы поймете, что хаос, унижения и разочарование, сопровождавшие первую попытку Ельцина установить демократию в стране, вызвали у многих людей тоску по сильному лидеру и экономической стабильности. Так что популярность Путина обусловлена вполне реальными причинами».

«Есть и еще один аспект: хотя в политическом плане нынешняя Россия и напоминает причудливую смесь царей-капиталистов, гангстеров, националистов и неоперившихся демократов, это уже отнюдь не тоталитарное государство, как в советские времена, – продолжает Фридман. – В этом коктейле есть немалая примесь авторитаризма, характерного для послевоенной голлистской Франции, и щедрая порция коррупции и беспорядка, свойственных послевоенной Италии: ведь из последнего мирового конфликта эти страны вышли отнюдь не образцовыми демократиями. Однако сегодня, 60 лет спустя, уровень жизни во Франции и Италии резко повысился, что во многом определило стабильность Западной Европы. При всех своих недостатках их послевоенные правительства сделали главное: они позволили вырасти и окрепнуть подлинному двигателю демократических перемен – новому поколению, воспитанному в условиях в целом свободного рынка и в общем демократического политического процесса».

«Российские бизнесмены хотят быть похожими на западный средний класс, – сказала Фридману американский аналитик Роз Готтемоллер. – Они, конечно, не выходят на улицы с транспарантами, но у них большие амбиции, и мыслят они в правильном направлении». «Люди, считающие себя представителями среднего класса, – продолжает автор статьи, – рано или поздно начинают бороться за юридические и гражданские права, стремясь закрепить свое положение, даже не осознавая, что борются именно за это».

«В целом же темпы демократизации в России будут зависеть от трех факторов: от степени политизации среднего класса, от того, как поведет себя националистическая тенденция, и от грядущих цен на энергоресурсы. При этом чем выше будут цены, тем медленнее будут темпы демократизации: ведь незачем поощрять низовые инициативы, если государство само может справиться с социально-экономическими проблемами за счет бюджета», – пишет Томас Фридман в газете «Нью-Йорк таймс».

«Дружеский совет Путину» – под таким заголовком в газете «Интернэшнл геральд трибюн» опубликована статья Джуди Демпси. «В субботу, – пишет она, – когда президент Путин будет выступать на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности, он может рассчитывать на полный зал. И не удивительно. Российский лидер впервые будет участвовать в ежегодном гигантском мероприятии, которое собирает экспертов по обороне со всего мира и проходит в момент, когда Россия готовится к президентской избирательной кампании, исход которой определит курс страны».

Известный эксперт Клаус Мангольд в разговоре с журналисткой заметил, что наряду с официальной президентской гонкой в России разворачивается другая гонка, которую участники первой игнорировать не могут. Это модернизация российской индустрии. Несколько лет бывший менеджер высшего звена в Daimler-Benz и нынешний президент DaimlerChrysler Financial Services возглавлял поддерживаемый государством Комитет восточноевропейских экономических отношений. Его задача – продвижение немецких компаний в Восточной Европе и бывшем СССР, особенно в России.

Мангольд сосредоточился на проблеме промышленной модернизации, так как считает, что именно она, а не постоянные споры о российских энергоресурсах, должна быть в центре внимания в то время, когда Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию, – говорится в статье. – Конкуренция на мировой арене может продемонстрировать недостаточность инвестиций в российскую промышленность, несмотря на огромные доходы, связанные с высокими ценами на энергоносители. Немецкие и американские эксперты по российской экономике считают, что если российская промышленность (будь то автомобили, нефтехимия или продовольствие) хочет догнать своих европейских коллег, она должна двигаться очень быстро. Эти сектора (некоторые из них отстают от Западной Европы на целых 15 лет) потребуют по пять – десять миллиардов долларов инвестиций в ближайшие два-три года».

«По мнению Мангольда, время не терпит, если российская промышленность хочет выжить, когда после вступления в ВТО рухнут импортные барьеры. Европейский банк реконструкции и развития обеспокоен тем, что в России могут произойти крупные сокращения рабочих мест, если проблемы модернизации промышленности не будут вскоре решены», – пишет Джуди Демпси в газете «Интернэшнл геральд трибюн».

Очнулся ли медведь от спячки? «Вполне возможно, что спустя поколение историки сочтут события этой недели моментом, когда русский медведь начал пробуждаться от спячки, в которую он впал после распада СССР». Так начинается редакционная статья в газете «Нью-Йорк сан», посвященная перспективам военного строительства России.

Министр обороны Сергей Иванов объявил о планах создания нового поколения ядерных ракет большой дальности, о строительстве восьми новейших подводных лодок, и намекнул на то, что пора бы заложить еще несколько авианосцев для утверждения присутствия России в мировом океане. «Бряцание оружием, – замечает газета, – происходит на фоне отступления от демократии в России. Иванов – ведущий кандидат в преемники Путина, и он знает, что обещание укрепить вооруженные силы непременно обеспечит ему симпатии избирателей».

«Еще одним фактором появления новой программы довооружения России является ее недовольство намерением Америки развернуть в Восточной Европе зенитные комплексы, призванные противостоять иранским ракетам. Следует помнить, – пишет газета, – что у аятолл есть ракеты, способные достичь целей во всей Европе с той же легкостью, что и в Иерусалиме. Трудно не прийти к выводу, что слабость, проявленная Западом по отношению к иранской угрозе, а также иранская угроза как таковая, представляют собой объект повышенного внимания кремлевской камарильи. А чего стоит президент Ширак, отвергающий саму возможность появления у Ирана ядерного оружия с истинно галльской беспечностью? Такое положение дел представляется куда более опасным, нежели былое ядерное противостояние между Америкой и Россией».

«Нью-Йорк сан» приводит слова бывших госсекретарей Шульца и Киссинджера: «Мы вряд ли сумеем успешно повторить старую схему советско-американского взаимно гарантированного уничтожения со все растущим числом ядерных противников, не увеличивая риск реального применения ядерного оружия. СССР и США учились на ошибках, которые не имели фатальных последствий. Обе страны во время «холодной войны» прилагали все усилия к тому, чтобы применение ядерного оружия так и не состоялось – ни по ошибке, ни по приказу. Но можно ли надеяться, что новым ядерным государствам и всему миру так же крупно повезет в течение пятидесяти лет, как нам везло все то время, что шла «холодная война»?».

Обзор подготовил Евгений Аронов.

XS
SM
MD
LG