Линки доступности

Приближаются президентские выборы в Туркменистане


В воскресенье граждане Туркменистана впервые будут голосовать на президентских выборах, в которых участвуют несколько кандидатов. Выборы были назначены после смерти президента Сапармурата Ниязова, правившего страной с 1991 года.

Лидером предвыборной гонки считается исполняющий обязанности президента Гурбангулы Бердымухаммедов. Его открыто поддерживают государственные СМИ и высокопоставленные сотрудники правительства, включая председателя Центральной избирательной комиссии Туркменистана. Он давний соратник Ниязова, вышедший из низов и дослужившийся до поста вице-премьера.

В отличие от всех предыдущих выборов, на этот раз у туркменских избирателей есть возможность открыто выразить свои предпочтения, так как баллотируются целых шесть кандидатов. Однако об остальных пяти мало что известно, да и представляют они одну и ту же политическую силу – Демократическую партию Туркменистана. Представители оппозиции в предвыборной гонке не участвуют.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, осуществляющая мониторинг выборов, выразила озабоченность по поводу предвыборной кампании в Туркменистане, в особенности в отношении прав кандидатов и в связи с отсутствием норм, регулирующих освещение кампании в СМИ.

Директор московского отделения Фонда «Наследие» Евгений Волк обеспокоен тем, что предстоящие в Туркменистане выборы не соответствуют международным демократическим стандартам. «Я не верю, что выборы в Туркменистане будут свободными и честными, – сказал он. – Проблема в том, что более десяти лет в стране существовал жесткий тоталитарный режим, и от его наследия будет не так-то просто избавиться. Туркменбаши скончался совсем недавно, и его преемники – по крайней мере пока – не производят впечатления реформаторов, стремящихся к демократии и свободной экономике. К тому же к власти их привел Туркменбаши, и никто их них не причисляет себя к сторонникам демократического и свободного общества».

Евгений Волк считает, что результаты выборов продемонстрируют нечто большее, чем стремление к политической власти. Они, по всей вероятности, также будут отражать ход экономической борьбы между различными туркменскими кланами, которые стремятся заполучить контроль над огромными доходами от продажи природного газа: ведь Туркменистан является одним из ведущих экспортеров газа среди стран бывшего СССР.

В то же время Волк не видит перспективы коренных изменений в политике Туркменистана. По его словам, все шестеро кандидатов пообещали в случае победы на выборах продолжать политику Сапармурата Ниязова.

Тем не менее появились некоторые признаки того, что хотя бы один кандидат – а именно Бердымухаммедов – все-таки не исключает кое-каких перемен. Предлагаемая им платформа предусматривает все, от доступа к интернету до восстановления системы образования.

Евгений Волк признает, что некоторые незначительные изменения могут быть необходимы правительству, чтобы избежать волнений в обществе, подобно тем, которые имели место в Грузии, Украине и Кыргызстане. Однако он считает, что «цветная революция» в Туркменистане вряд ли произойдет: «Я не думаю, что это случится. Оппозиция в этой стране подавлялась долгие годы. Люди были лишены каких-либо политических институтов и гражданского общества. Правда, это не оказалось помехой, например, в Румынии, где общественные волнения привели к свержению режима Чаушеску за довольно короткий срок. По-моему, весьма сложно предсказать, что в ближайшее время произойдет в Туркменистане. Многое зависит от действий оппозиции».

Среди остальных пяти кандидатов на пост президента Туркменистана – замминистра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов, мэры городов, губернаторы и депутаты парламента.

По словам представителя госдепартамента США Шона Маккормака, Соединенные Штаты надеются, что выборы в Туркменистане будут свободными, открытыми и честными. Однако он выразил озабоченность в связи с тем, что, хотя до выборов осталось всего несколько дней, Туркменистану «еще очень далеко до выполнения этой задачи».

XS
SM
MD
LG