Линки доступности

США обвиняют Иран в подрывной деятельности в Ираке


В последнее время США усилили критику в адрес Ирана, обвинив власти этой страны в пособничестве повстанцам в соседнем Ираке. В этой связи в мире нарастают спекуляции на тему возможной военной акции Вашингтона против Тегерана. Администрация Буша отрицает существование таких планов, однако нынешнее обострение риторики происходит на фоне изменений политического ландшафта в самом Иране.

После того, как Вашингтон обвинил Иран и Сирию в помощи боевикам, нападающим на американские войска в Ираке, усилились опасения по поводу возможной конфронтации между США и Ираном. «Эти два режима, – заявил президент Джордж Буш, – позволяют использовать свою территорию террористам и повстанцам для проникновения в Ирак. Иран оказывает практическую помощь нападениям на американские войска. Мы намерены положить конец атакам на наши войска и остановить поток помощи им из Ирана и Сирии. Мы будем выявлять и уничтожать сети, вооружающие и обучающие наших врагов в Ираке».

Администрация Буша недавно направила второй авианосец и вспомогательные военные корабли в Персидский залив.

Иран рассчитывает на безнаказанность потому, что, по мнению Тегерана, США увязли в иракской войне, сказал глава Пентагона Роберт Гейтс: «Иранцы, очевидно, считают, что наши руки связаны происходящим в Ираке, что инициатива принадлежит им и что они могут оказывать на нас давление по многим направлениям. Пока что ничего конструктивного в отношении Ирака они не предпринимают».

Выступая после речи президента от 10 января, посвященной ситуации в Ираке, пресс-секретарь Белого Дома Тони Сноу постарался опровергнуть любые спекуляции по поводу того, что военная конфронтация с Ираном неизбежна. «Хочу коснуться некоего слуха, или «городской легенды», основанием которой стали тезисы обращения президента к стране в среду, – сказал он. – Якобы, говоря об Иране и Сирии, президент готовил обоснование войны с этими странами, подготовка к которым якобы уже началась. Так вот, это не соответствует действительности».

Рева Бхалла, эксперт аналитического оборонного центра «Стратфор», считает, что США, даже если бы и хотели вступить в военную конфронтацию с Ираном, в настоящее время не имеют для этого достаточных ресурсов: «Может быть, это соблазнительно, но у США просто нет сейчас достаточного военного потенциала, чтобы вступить в вооруженный конфликт с Ираном».

Иранский президент Махмуд Ахмадинежад неоднократно угрожал Израилю, подвергал сомнению факт Холокоста, решительно защищал иранскую ядерную программу. США и другие страны Запада убеждены, что Иран стремится к созданию ядерного оружия. Тегеран отвергает эти обвинения и настаивает на исключительно мирном характере своей ядерной программы.

США вместе со своими европейскими союзниками сумели добиться принятия резолюции Совета Безопасности ООН, налагающей ограниченные санкции на Иран.

По мнению Ревы Бхаллы, одной из целей отправки в Ирак дополнительного американского контингента численностью 20 тысяч солдат является желание послать Ирану сигнал, чтобы тот отказался от претензий на роль региональной сверхдержавы: «Я считаю, что, направляя дополнительные войска в Ирак, США дают понять, что их рано списывать со счетов. Не исключено, что эта стратегия скоординирована с Израилем, поскольку начинают муссироваться слухи по поводу возможной израильской акции против иранских ядерных объектов. Поэтому, на мой взгляд, и США и Израиль хотят заставить иранцев умерить амбиции».

Однако, по мнению аналитика Центра исследований международной политики Алекса Бигэма, внутренние проблемы Израиля делают маловероятным его удар по иранским ядерным объектам. «Я считаю это нереалистичным, – говорит он, – учитывая конфликт в израильском правительстве – расследование в отношении премьер-министра Эхуда Ольмерта и уход в отставку министра обороны. Я считаю, что Израиль все еще находится под впечатлением событий минувшего лета в Ливане и поэтому вряд ли способен на новую кампанию».

Обстановку осложняет также и то, что обострилась политическая обстановка и в самом Иране. Позиции президента Ахмадинежада ослабли по итогам недавних местных выборов и выборов в Совет богословов – религиозный орган, выбирающий высшего духовного лидера страны. Рева Бхалла считает, что его популизм больше не срабатывает: «Ахмадинежад начинает утрачивать свою популярность. Простые иранские граждане осознали, что цена на хлеб не снижается, другие цены остаются высокими, а экономическая ситуация не улучшается».

К тому же западные аналитики считают, что духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи смертельно болен. Иранцы это отрицают. Однако в случае его смерти предстоят выборы нового верховного лидера. И это место может занять бывший президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани, которого считают более умеренным и прагматичным консерватором, чем склонного к конфронтации Ахмадинежада. Аналитики полагают, что все это может способствовать достижению договоренности по иранской ядерной программе.

XS
SM
MD
LG