Линки доступности

«Туркменистан после Туркменбаши». Конференция в Фонде «Наследие» (Вашингтон)


Аналитики продолжают обсуждать ситуацию в Центральной Азии после смерти президента Туркменистана Сапармурата Ниязова в декабре прошлого года. В вашингтонском Фонде «Наследие» состоялась конференция «Туркменистан после Туркменбаши: будущее Туркменистана и Центральной Азии».

«Туркменистан играет важную роль в энергетике бывшего Советского Союза, весьма важно и его геостратегическое расположение. События, которые происходят в Туркменистане сейчас, будут оказывать серьезное влияние на процессы, через которые неминуемо предстоит пройти Узбекистану: это смена режима». Так начал выступление сотрудник фонда Ариэль Коэн.

Фред Старр, президент Института Центральной Азии и Кавказа при университете Джонса Хопкинса, указывает, что Туркменистан – ключевая транзитная территорией как для энергетических, так и для многих других товаров и ресурсов во всем региона. По его мнению, изоляция Туркменистана в годы правления Ниязова не принесла никому пользы, и сейчас для республики критически важно осознать значимость своего территориального расположения для развития торговли в регионе.

Джулия Нанэй, директор программ по стратегии стран в консалтинговой компании PFC Energy, подробно остановилась на схемах экспорта энергетических ресурсов из Центральной Азии и растущей роли Китая в регионе.

Ариэль Коэн напомнил, что США получили неприятный урок в Узбекистане: они были выдворены из страны. Поэтому Туркменистан покажет, чему научились почерпнули американцы и как им следует сбалансированно продвигать свои национальные интересы. Он отметил также, что США должны преследовать свои интересы, никого не умоляя, но и не допуская грубости. Политика США по отношению к Туркменистану должна стать примером в этом отношении.

Стивен Бланк, профессор Военного колледжа при штабе Сухопутных Сил США, считает, что одна из главных инициатив России при президенте Путине во внешней политике и обороне в отношении Центральной Азии – это попытка организовать интеграцию наземных, морских и воздушных сил в регионе и распространить на него власть России. Москва объясняет это необходимостью борьбы с терроризмом, но настоящие причины – не допустить «цветных революций» и вытеснить из Центральной Азии американское военное присутствие.

«Москва попытается любыми средствами изменить политику нейтралитета Туркменистана, – отметил Стивен Бланк, – но не только ради энергоресурсов, но и для того, чтобы более эффективно разместить свои военные силы в Центральной Азии и Туркменистане, а также для продвижения своего проекта «Каспийская сила», имеющего целью исключить всякое зарубежное присутствие в Прикаспии. Так что скоро мы увидим попытки России подтолкнуть Туркменистан к вступлению в различные евразийские организации сотрудничества, в том числе ШОС».

По общему мнению участников конференции, Америка не заинтересована в том, чтобы в регионе была создана очередная евразийская империя во главе с Россией или Китаем.

В заключение Ариэль Коэн сказал: «Сегодня, говоря об Туркменистане, мы говорим о более открытых и более свободных выборах, об освобождении политзаключенных из тюрем и возвращении политэмигрантов в страну».

XS
SM
MD
LG