Линки доступности

«Когда я перестану смеяться, это значит - я умер»


В среду в Вашингтоне на 82 году ушел из жизни писатель-сатирик, фельетонист Арт Бухвальд. Автор 30 с лишним книг, он был тонким комментатором американской социальной жизни и политики. Но прежде всего – мастером смешного.

«Уже во втором классе я заставлял ребят хохотать, - рассказывал Арт. - Я вышучивал директора, учителей, школу – всех вокруг. Когда это делает ребенок, ему за это надирают уши. Когда это делает взрослый, ему за это платят уйму денег».

Не только. За свою полувековую карьеру Бухвальд получил множество литературных премий, включая Пулитцеровскую (1982), был избран членом Американской Академии искусств (1986). На пике известности его колонки печатались в 600 газетах в США и по всему миру на десятках языков. Сам он говорил, что после 8 тысяч перестал вести счет своим публикациям, тем более, что далеко не все издания удосуживались сообщать ему об этом.

Арт Бухвальд был злободневен и независим. Эти два качества особенно ценимы у газетного фельетониста. «Я с подозрением отношусь к любой власти, - говорил он. – Я не демократ и не республиканец. Я считаю, что если у вас есть власть, вы опасны, и начинаю внимательно приглядываться к вам. Я подозреваю не человека, а должность».

Сатирик стремился к тому, чтобы люди не только смеялись, но и задумывались над его фельетонами: «Я смотрю на вещи не в лоб, а сбоку. Такая точка зрения открывает массу возможностей. Люди спрашивают: «Как он это заметил?».

Пять лет назад в программе ток-шоу «Голоса Америки» кто-то из слушателей спросил Арта, собирается ли он на пенсию. Тот ответил: «Нет. Я не играю в гольф. Поэтому мне ничего не остается делать, кроме как работать? Мой работа – смех, и когда я перестану смеяться, это значит – я умер».

Год назад врачи сообщили Арту, что после долгой болезни его почки перестали функционировать. Он принял решение отказаться от диализа и перебрался в хоспис в ожидании смерти.

«Это было тяжело, потому что затрагивало множество людей – родных, друзей, - рассказывал Бухвальд. - Но я принял такое решение. Врачи дали мне три недели. Ко мне потянулись прощаться. Но шел месяц за месяцем, а все еще был жив. Никто не мог понять, почему».

На смертном одре Арт Бухвальд остался верен себе - за год он написал десятки газетных колонок, вел активную переписку, давал интервью. Все это вошло в новую книгу, которая появились в ноябре. Она называлась «Прощаться еще рано».

XS
SM
MD
LG