Линки доступности

«У Бердымухаммедова заявления расходятся с фактами»


Недавно, выступая перед избирателями, исполняющий обязанности президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов пообещал в случае своего избрания 11 февраля на пост главы государства провести серьезные преобразования. Туркменская оппозиция находится за рубежом и не получила разрешения на въезд в страну. Последние события в интервью Русской службе «Голоса Америки» комментирует Нурмухаммед Ханамов – председатель оппозиционной Республиканской партии Туркменистана и бывший посол Туркменистана в Турции и Израиле.

Нурмухаммед Ханамов: То, что заявил Бердымухаммедов, – это радует не только нас, но и все мировое сообщество. Но тут я бы хотел привести ряд фактов, которые расходятся с его заявлениями. Во-первых, в первый же день после смерти Ниязова кандидат в президенты публично заявил, что будет продолжать ниязовскую линию в политике. Во-вторых, преступая все законы, он стремительно идет вперед, чтобы достичь своей цели и стать президентом страны, на ходу переделывая ряд статей конституции. Так, была изменена конституция, чтобы можно было его выдвинуть кандидатом, так как исполняющий обязанности президента по конституции Туркменистана не имеет права выдвигать свою кандидатуру. Можно привести еще огромное количество примеров.

Наджия Бадыкова: В предвыборной платформе Бердымухаммедова нет практически никаких положений, которые бы говорили о политических изменениях внутри страны…

Н.Х.: Ссылок даже никаких нет. Заявив о том, что будет реорганизован ряд направлений, ряд сфер, он тем самым признает, что в период ниязовского режима эти сферы не только не соответствовали международным стандартам: даже не обеспечивают элементарно нормальную жизнь для туркменского народа.

Поэтому он, играя на чаяниях избирателей, выдвигает такую платформу. Во-первых, он обещал реорганизовать сферу здравоохранения, которую он возглавляет уже десять лет. При нем были проведены такие «реформы», как, например, ликвидация больниц в сельских местностях: в результате люди на лечение должны были ехать в город. А сегодня он заявляет народу, что реформы будут проведены именно в этих областях.

На самом деле он сегодня не является просто кандидатом, он является исполняющим обязанности президента страны. Кто ему мешает сделать элементарные шаги, на которые не требуется никаких финансовых затрат: освободить политических заключенных, допустить к участию в выборах оппозицию, которая находится за рубежом, снять ограничения для тысяч людей, которые не могут выехать из страны? Для этого достаточно одного его росчерка пера.

На самом деле, если бы этот человек был реформатором и хотел блага для народа, никто не мешал бы ему это сделать. Этими действиями он бы добился значительного процента голосов избирателей. Люди ждут этого, а мы этого не видим. Мое мнение, и многих оппозиционеров, – что все это делается, чтобы «замазать глаза» международному сообществу, чтобы не было критики в их адрес, и чтобы все сказали: новое правительство хочет проводить реформы, давайте не будем им мешать. Поверьте мне, это сплошной обман.

Он уже использует свои полномочия в качеств и.о. президента, приглашая всех пятерых кандидатов к себе, с участием Ахмурада Реджепова (главы охраны президента), и дает им наставления: как им надо себя вести, какая у них должна быть платформа… Это все очковтирательство. Это спектакль. Но, к сожалению, многие западные политики верят этому. И мы слышим, что, мол, на самом деле будущее правительство Туркменистана собирается проводить какие-то реформы.

Н.Б.: Как известно, вы пытаетесь вернуться в страну для участия в выборах. Есть ли какой-то прогресс в этом направлении?

Н.Х.: Да, мы на самом деле хотим вернутся на Родину. Мы, оппозиционные силы, объединились для того, чтобы твердо заявить свою гражданскую позицию и быть услышанными. Мы не боремся за кресла, наша цель – свободный, открытый и демократический Туркменистан. Мы бы только приветствовали объявленные реформы и оказывали содействие для достижения поставленных целей. Но они боятся за себя и поэтому не допускают оппозицию к выборам. Мы в своем заявлении сказали, что не будем преследовать тех, кто работал с Ниязовым и выполняли его указания, если они пойдут демократическим путем.

Н.Б.: Чем вам может помочь мировое сообщество и ведущие мировые страны?

Н.Х.: Я думаю, что Россия и США, а также Европейский Союз, должны дать ясно понять ниязовским последователям, что они не получат поддержки, если не согласятся провести свободные и честные выборы с участием международных наблюдателей, выборы, которые позволят всем гражданам Туркменистана, включая оппозиционных лидеров, находящихся в изгнании, и политических заключенных, принять в них участие.

XS
SM
MD
LG