Линки доступности

Исчерпан ли конфликт между Москвой и Минском?


После телефонного разговора Владимира Путина и Александра Лукашенко Беларусь согласилась снять транзитные пошлины на российскую нефть и возобновить ее поставки по трубопроводу «Дружба» в Центральную Европу и Германию. Между тем аналитики считают, что конфликт между Россией и Беларусью еще не исчерпан.

В четверг в Москву прибыл глава белорусского правительства Сергей Сидорский. Темой его переговоров со своим российским коллегой Михаилом Фрадковым стала российская экспортная пошлина на нефть, которая составляет 180 долларов за каждую тонну нефти, поставляемую на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Согласно сообщениям официального Минска, главы государств поручили премьерам к пятнице внести предложения по урегулированию возникших проблем.

Между тем пресс-служба компании «Транснефти» заявила, что утром в четверг на нефтеперекачивающей станции «Унеча» в Брянской области были включены насосы, и российская нефть в полном объеме пошла на территорию Беларуси.

В свою очередь, в Польше подтверждают возобновление поставок нефти по трубопроводу «Дружба», о чем, в частности, заявил представитель польской компании-оператора «PERN Przyjazn».

Но можно ли в этой связи говорить, что российские власти одержали победу, а президент Беларуси Александр Лукашенко был вынужден отступить? Вряд ли ситуацию стоит оценивать именно так. Хотя вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский в образной манере озвучил точку зрения Кремля: «Россия и Белоруссия – это жених и невеста. Им нужно идти в ЗАГС, оформить отношения, и тогда белорусы будут получать топливо по внутренним российским ценам».

Однако теперь шансы заключения такого брака – будь то по любви или по расчету – становятся все более призрачными. Так, руководитель департамента стран СНГ Центра политтехнологий Сергей Михеев отмечает: «Если мы хотим какого-то сближения на постсоветском пространстве, то совершенно очевидно, что для всех примером этого сближения является российско-белорусский союз. И вот у всего мира на виду два близких союзника самозабвенно грызутся. И после этого наивно думать, что кто-то после этого соблазнится какой-то интеграцией».

А известный российский политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии Станислав Белковский считает: «Россия потеряла последний союзнический режим на постсоветском пространстве. Последний режим, для которого Кремль был источником легитимности. Это значит, что… Москва абсолютно одинока, и ни одна страна СНГ не считает ее стратегическим союзником».

XS
SM
MD
LG