В Москве прошли российско-белорусские переговоры по разрешению ситуации вокруг нефтепровода «Дружба». Напомним, что в понедельник нефть, идущая из России через территорию Республики Беларусь, перестали получать Польша и Германия. А во вторник о недополучении нефти сообщили также Венгрия, Словакия и Чехия.
Для участия в переговорах по вопросам нефти в российскую столицу в Москву прибыл заместитель министра юстиции Беларуси Игорь Тушинский. Непосредственно перед началом переговоров Европейская комиссия заявила, что проблемы России с Украиной и Беларусью могут негативно сказаться на репутации Москвы как надежного поставщика нефти. А канцлер Германии Ангела Меркель в интервью британской газете «Таймс» пообещала, в частности, противодействовать «амбициям» России и способствовать улучшению отношений между Европейским Союзом и США. Вдобавок Польша выразила готовность покупать нефть у Норвегии, что более надежно с политической точки зрения.
На этом фоне президент России Владимир Путин провел экстренное заседание в Кремле, в ходе которого – с одной стороны – настоятельно рекомендовал правительству договариваться с Беларусью и пообещал обеспечить интересы западных потребителей. С другой стороны, он призвал выработать меры по защите национальной экономики от белорусских «партнеров».
Какова же реакция российских политиков на нефтяной конфликт с Беларусью? Председатель комитета по международным отношениям Совета Федерации Михаил Маргелов заявил, что «дружба с недемократическими правителями крепкой быть не может». Такие правители, как Лукашенко, по словам Маргелова, «дружат в одну сторону, эксплуатируют друзей ради крепости своей власти. А еще менее выгодно строить союзы с ними, а не с народами стран, где они волей судеб правят».
А вот член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева занимает скорее пробелорусскую позицию. По ее словам, введение Минском «нефтяных пошлин» – это естественная и ожидаемая реакция. По отношению к Беларуси, считает она, должен быть принципиально другой курс, нежели к странам дальнего зарубежья и большинству стран СНГ, поскольку «союзное государство у России только с ней».
Наконец, глава Минэкономразвития Герман Греф назвал введение Белоруссией таможенного платежа за российскую нефть «беспрецедентным», добавив что это решение нарушает договорно-правовую базу России и Белоруссии и противоречит международным правовым нормам.