Линки доступности

Андрей Пионтковский: игра в объединение окончена


События в Москве, когда буквально за считанные минуты до Нового года в «Газпроме» были подписаны двусторонние соглашения, в результате которых цена на российский природный газ, поставляемый в Беларусь, возросла более чем вдвое, не сходят с первых полос мировых СМИ уже вторую неделю. Причем не только европейских, российских и белорусских. Американская печать тоже подробно освещает происходящее.

Я задал вопрос известному российскому политологу Андрею Пионтковскому, какие новые акценты в двусторонних отношениях расставил этот новый раунд «газовой войны» между Москвой и Минском.

«Мне кажется, что эта новогодняя сделка завершает затянувшийся десятилетний этап «объединительного фарса» между Беларусью и Россией, – ответил он. – Вообще Лукашенко – уникальный политик на постсоветском пространстве. Он изобрел такой своеобразный бизнес: я продаю Москве обещания на ней жениться (или выйти за нее замуж), а она за это дотирует мою неэффективную экономику. Очень долго это у него проходило, но в конце концов в Москве это поняли и стали разговаривать с ним очень жестко, заставляя войти в Российскую Федерацию, т.е. играть в эту игру – в объединение – уже не понарошку, а всерьез».

«Мне хорошо известно, – говорит г-н Пионтковский, – что целью политики Кремля в последние полгода было, приставляя к виску Лукашенко «газовый пистолет», заставить его расстаться с независимостью Беларуси. А каков основной итог того, что сломать им его не удалось – тут можно очень спорить, что именно отстаивал Лукашенко: суверенитет Беларуси или своевластные амбиции. Важен результат».

Затем я попросил Андрея Андреевича поделиться своим мнением о том, как скажутся последние события на перспективах так называемого «союзного государства» Беларуси и России. «Самым фундаментальным образом, – ответил он. – Лукашенко понял, что ему платить за обещания больше не будут, а Путин понял, что Беларусь в Российскую Федерацию не входит. Поэтому вся эта игра в «союзное государство» становится бессмысленной и для того и для другого».

«Я рискну сделать то, что не рекомендуется делать экспертам в начале года, – продолжал российский политолог, – и скажу, что никакого референдума ни по какой общей конституции в этом году не будет – это раз. И вообще Москва в этот переходный год настолько будет поглощена борьбой за власть (и за собственность, что у нас в России одно и то же), что никаких «активных мероприятий» (это такой спецтермин есть у людей, которые у нас стоят у власти) в отношении Беларуси Россия проводить не будет, а будет наблюдать, как будет развиваться в Беларуси неизбежный в новых экономических условиях серьезный кризис. Потому что вся эта советская экономика Лукашенко со всеми ее замечательными достижениями была заточена под одно условие: низкие цены на энергоносители».

Похоже, что предсказания нашего эксперта уже начинают сбываться, и энергетический конфликт между Беларусью и Россией продолжает разрастаться. Поступило сообщение о том, что Минск ввел таможенные пошлины на российскую нефть, транспортируемую через территорию Беларуси в Западную Европу. Как заявил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, с 1 января вводится пошлина в размере 45 долларов за тонну. Очевидно, что таким образом Минск отреагировал на удвоение Россией цены на природный газ.

Российские власти заявили, что этот шаг белорусской стороны противоречит действующим двусторонним соглашениям. Следует также отметить, что накануне Нового года Россия ввела экспортные пошлины на сырую нефть, поставляемую в саму Беларусь. Москва объяснила свои действия тем, что Беларусь, закупая в России максимальное возможное количество нефти по льготным ценам, перерабатывала ее и перепродавала затем в Европу по полной рыночной стоимости. Как видим, экономический конфликт между Москвой и Минском продолжает обостряться.

XS
SM
MD
LG