Запад должен помочь Туркмении. Со статьей под названием «Новая эра для Туркменистана» выступил в газете «Вашингтон пост» видный туркменский оппозиционер, а в прошлом председатель Госснаба и посол своей республики в Турции Нурмухаммет Ханамов. Автор напоминает американским читателям, что покойный Туркменбаши был настоящим тираном, что при нем страна превратилась в коридор, по которому из Афганистана на Запад идет героин, и что по потреблению этого зелья Туркменистан занимал чуть ли не первое место в мире. При этом Ниязов был клептократом, который переводил миллионы долларов на свои счета в западных банках, а что не переводил, то тратил на насаждение культа своей личности.
«Туркменистан скатился вниз в мировой экономической табели о рангах, – говорится в статье, – средняя продолжительность жизни в республике катастрофически низка. Все это творилось на фоне равнодушия Запада, особенно поразительном в сравнении с критикой Александра Лукашенко – президента обделенной газом Беларуси».
«Теперь Ниязова нет, и история дает Западу второй шанс помочь моей стране перейти к демократии, – пишет далее Нурмухаммет Ханамов. – США должны со всей ясностью заявить приспешникам Ниязова во временном правительстве, которое готовится провести в феврале безальтернативные президентские выборы: господа, вам не видать нашей поддержки, если избирательный процесс будет неадекватным и если к нему не допустят нынешних политэмигрантов и политзаключенных».
Как отмечает Ханамов, на Западе благодаря всевозможным учебным программам обмена оказались способные молодые люди из Туркмении, которые вернутся на родину в случае изменения политического климата. У реформаторов есть и энергичный лидер – бывший председатель Центробанка Худайберды Оразов. Согласно неофициальным опросам, он может выступить как реальный фаворит на победах на выборах, и пока ему не разрешат включиться в президентскую гонку, Ханамов советует Соединенным Штатам и Евросоюзу не признавать временное правительство в Ашхабаде и наложить арест на авуары Ниязова и его клевретов.
«Демократически избранное правительство Туркменистана освободит узников совести, восстановит институт частной собственности, позволит западным компаниям участвовать в газовых тендерах и предлагать новые пути транспортировки газа за границу. США тратят миллиарды на строительство демократии в Афганистане и Ираке, раздираемые гражданскими войнами, и упускают куда более реальный шанс добиться этого в мирных республиках Центральной Азии», – заключает свою статью в «Вашингтон пост» туркменский оппозиционер Нурмухаммет Ханамов.
Газовый кран остался открытым. Несмотря на многочисленные опасения, новый год не начался с перекрытия трубы, по которой природный газ из России попадает к западноевропейским потребителям. В последний момент Беларусь уступила требованиям Кремля об удвоении цены и передала ему контроль над сетью транзитных газопроводов. Благодаря этому она избежала отключения, подобного тому, какое пережила Украина 1 января 2006 года». Так начинается очередная статья на российскую газовую тему в газете «Уолл-стрит джорнэл».
«Давление на Минск не вызвало на Западе возгласов возмущения, которые раздавались в ходе газовой войны с Киевом, – говорится в статье. – Отчасти это объясняется прагматическими соображениями: через Беларусь Европа получает лишь пятую часть своего газа, а через Украину, соответственно, четыре пятых. Однако этот последний эпизод «кранового шантажа» демонстрирует стратегию России по отношению ко всему континенту, и европейские лидеры игнорируют ее на собственный страх и риск».
«Кроме того, нынешний спор не был так явно связан с политикой, – говорится в статье. – Если было очевидно, что Кремль наказывал прозападных демократов, возглавивших украинскую «оранжевую революцию», то в случае с Беларусью происходящее выглядит как сугубо экономическое дело, поскольку Александр Лукашенко – российская марионетка. Однако это только часть правды. Россия сделала возможным переизбрание Лукашенко президентом, и «Газпром» решил получить плату за эту услугу в форме нового контракта. В своем упрямстве газовый монополист забыл о политических реалиях. Запад, быть может, и не хотел вступаться за «последнего диктатора Европы», однако бросить его на произвол судьбы означало бы лишь усиление влияния русских в Беларуси. А вытеснить их из Минска будет куда сложнее, чем Лукашенко».
«Москва отказывается ратифицировать Международную энергетическую хартию, обязывающую участников предоставлять партнерам свободный доступ к трубопроводным сетям, – пишет газета. – По этой причине Россия выступает против планов Евросоюза либерализовать газовый рынок, запретив поставщикам газа владеть трубопроводами, и наоборот. Отсюда и спешка «Газпрома» с созданием и покупкой достаточного числа трубопроводов в ЕС для получения более мощных рычагов воздействия на партнеров». Европейским потребителям, желающим знать, как с ними может обойтись вертикально интегрированный «Газпром» газета предлагает вспомнить о компании Royal Dutch Shell, которую в конце прошлого месяца фактически вынудили уступить контроль над нефтяным проектом «Сахалин-2» российскому газовому гиганту.
«Трудно поверить, но до прошлогоднего шантажа Украины у «Газпрома» была репутация хорошего, надежного партнера. Но теперь с этим покончено – и это еще один стимул для Брюсселя ускорить либерализацию газового рынка. То, как европейские политики оценивают угрозу со стороны России, мы поймем завтра, когда пройдет совещание координационной группы ЕС по газу, и на следующей неделе, когда Еврокомиссия опубликует обзор состояния энергетической отрасли», – завершает свою заметку «Уолл-стрит джорнэл».
«Конец привычного нам Запада?» Таким заголовком – со знаком вопроса – снабдил свою статью в «Интернэшнл геральд трибюн» вашингтонский аналитик Анатоль Ливен. «Любая политическая, социальная и экономическая система, – пишет автор, – рано или поздно сталкивалась с вызовом, дать ответ на который она не могла по самой своей природе. На звание самой удачной системы правления могла бы претендовать конфуцианская китайская империя, существовавшая более двух тысяч лет, если бы не ее поражение в схватке с динамичным имперским капитализмом Запада; слишком уж китайцы ценили свою стабильность и высокую культуру, чтобы унизиться до конкуренции с “белокожими варварами”».
«В обозримом будущем, – считает автор, – главным вызовом рыночной экономике и западной модели демократии будут глобальное потепление или терроризм: ни одна другая угроза или совокупность угроз не в состоянии уничтожить саму нашу систему. Как верно отмечается в выводах комиссии британского правительства, допущение катастрофического изменения климата – это самая крупномасштабная неудача рынка в истории. Если мир пострадает от радикально разрушительного изменения климата, то можно не сомневаться, что будущие поколения отринут все, за что теперь борется Запад. Будет признана несостоятельность демократической капиталистической системы как модели развития человечества и защитника его фундаментальных интересов».
«Даже осторожные прогнозы, содержащиеся в докладе британского правительства, свидетельствуют, что снижение глобального ВВП составит к концу столетия 20%, что сопоставимо с кризисом масштаба Великой депрессии 1930-х, – говорится далее в статье. – А, как известно, последствия этой депрессии затронули не только экономику. Демократия рухнула во многих странах Европы, а также в Латинской Америке и Японии, и на смену ей пришли авторитарные режимы. Но если еще до всякого авторитаризма от глобального потепления рухнут Сомали, Бангладеш, Пакистан и другие страны, то незначительной покажется не только сегодняшняя одержимость угрозой терроризма, но и все усилия западного мира и частных лиц наподобие Джорджа Сороса и его института «Открытое общество», ратующих за глобальную демократизацию, или усилия по снижению бедности и улучшению здравоохранения. Миграция населения из приморских районов, которая последует за таянием арктических льдов, может принять такой масштаб, что современной цивилизации настанет конец».
«Если это произойдет, – спрашивает автор, – то что наши потомки будут делать с политической и информационной культурой, которая уделяет этой опасности так мало внимания по сравнению со спортом, шопингом, досугом и угрозой терроризма, которая на фоне этого кажется ничтожной? Запомнимся ли мы им как великие образцы прогресса человечества? Скорее, они плюнут на наши могилы».
«Рыночная демократия Запада, и в особенности ее американская разновидность, основана на убеждении в том, что наша система представляет собой вечную ценность: «Новый порядок на века», как начертано на государственной печати США. Она не должна служить краткосрочным и эгоистическим интересам нынешнего населения западных стран. Но если это не так, то наша система станет достоянием истории еще быстрее, чем конфуцианский Китай – и поделом», – пишет Анатоль Ливен в газете «Интернэшнл геральд трибюн».
Обзор подготовил Евгений Аронов.