Линки доступности

Обзор печати от 29 декабря 2006 г.


«Газпром» без газа. В пятницу американские СМИ уделили большое внимание газовому конфликту между Россией и Беларусью и его последствиям для конечных получателей газа – Польши и Германии. Однако научный сотрудник Центра изучения европейской политики (Брюссель) Алан Райли рассматривает проблему в более широком контексте. В своей статье в «Уолл-стрит джорнэл» он высказывает предположение, что к 2010 году возникнет существенный дефицит в поставках российского газа в Европу.

Автор обосновывает свою гипотезу следующими факторами. Во-первых, российская газовая отрасль базируется на трех старых, начинающих иссякать гигантских месторождениях советской эпохи – Надым-Пур-Тазовского и Заполярного; во-вторых, России не хватает инвестиций для разработки новых крупных газовых месторождений.

«Газпром» заявляет, что ежегодно на развитие инфраструктуры выделяется 11 миллиардов долларов. Автор не спорит с адекватностью этой суммы. Однако выбор сферы инвестиций он считает глубоко ошибочным. Вместо того, чтобы вкладывать средства в новые газовые скважины, трубопроводы и компрессорные станции, «Газпром» вкладывает их в экспортную инфраструктуру, например, в строительство Североевропейского трубопровода в Германию или приобретение активов иностранных энергетических компаний. Упадок старых месторождений и нехватка инвестиций в новые в перспективе создадут значительную проблему с поставками, предупреждает Райли.

Автор признает, что, учитывая множество переменных факторов, точно оценить размер будущего дефицита весьма сложно. Однако, судя по всему, дефицит может составить от 125 до 200 миллиардов кубометров. Даже при минимальном значении подобный дефицит приведет к жесткому ограничению поставок газа в ЕС. По иронии судьбы больше всего от этого пострадает главный западный союзник России – Германия, поскольку она находится на финишном участке российской трубы и использует больше российского газа, чем любая другая страна Западной Европы. Строительство Североевропейского трубопровода не будет закончено к 2010 году, а если и будет, то непонятно, найдется ли для него достаточно газа, пишет Алан Райли в газете «Уолл-стрит джорнэл».

Беларусь готовится к столкновению с Путиным. «Газовая война с Беларусью – это часть плана Владимира Путина по аннексии республики», – пишет московский корреспондент еженедельника «Тайм» Юрий Зарахович. Он отмечает, что Россия никогда не стеснялась использовать свои огромные запасы нефти и газа – и отсутствие таковых у соседей – в качестве не слишком изощренного орудия дипломатии. В прошлые новогодние праздники «Газпром» перекрыл газ Украине, которая в процессе демократизации частенько норовила выскользнуть из-под влияния российского президента Владимира Путина. В этом году в центре внимания оказалась Беларусь. «Такое впечатление, что через несколько дней начнется настоящая война, – сказала Зараховичу по телефону из Минска журналистка и правозащитница Ирина Халип. – Люди запасаются горючим и теплой одеждой».

Однако автор не думает, что Путину придется посылать войска для расширения Российской Федерации. Халип и другие эксперты считают, что Путин пустит в ход повышение тарифов, чтобы вынудить Лукашенко признать российский рубль единственной валютой Беларуси. Более того, Путин хочет, чтобы Лукашенко прекратил ставить палки в колеса Союзному государству России и Белоруссии, об образовании которого было объявлено в 1997 году, и подписал в 2007 году конституционное соглашение, влекущее за собой формальное включение Беларуси в состав Российской Федерации. Это позволит Путину стать первым собирателем славянских земель, утраченных Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным.

Автор статьи считает, что аннексия Беларуси также даст Путину законные основания остаться в Кремле, если так ему будет угодно. Это будет его первый конституционный срок на посту президента нового союзного государства вместо третьего – неконституционного – срока на его нынешнем посту. Но и Лукашенко может извлечь выгоду из этого кризиса, полагает автор, введя чрезвычайное положение и присвоив себе еще большие полномочия диктатора. Он может также взывать из своего президентского дворца к международному сообществу, прося не дать Путину заморозить его правительство и его самого. «Повиновение же Путину чревато серьезными последствиями: белорусы ценят свою независимость так же, как они нуждаются в топливе. В Минске во время новогодних праздников может быть очень холодно. Но это будет горячая пора», – пишет Юрий Зарахович в журнале «Тайм».

С Новым годом, Владимир Владимирович! Джордж Уиттман, член Комитета по борьбе с реальной опасностью, основатель и первый председатель Национального института публичной политики, взял на себя труд ответить на вопрос, что породило повсеместную коррупцию и волну убийств в России. «При помощи старых друзей из КГБ сообразительный, моложавый Путин возглавил российское правительство, выступив с программой возвращения государству бывших советских промышленных и торговых активов, оказавшихся в руках олигархов, – пишет автор в журнале «Америкен спектейтор». – Это был популярный курс, вызвавший также понимание Запада, который инстинктивно стремился поддержать любые реформы».

«Затем коллеги Путина из спецслужб и армии – силовики, ставшие его преторианской гвардией – начали наступление на менее крупных частных предпринимателей. Вскоре российский бизнес понял, что «партнерство» с вновь созданными государственными ведомствами и избранными «инвесторами» гарантирует им продолжение коммерческих операций, – пишет автор. – Мировые цены на нефть и газ взлетели ввысь, а вслед за ними – российская экономика. В то же время наказание за несогласие по поводу роста влияния органов государственной безопасности и войны в Чечне следовало немедленно. Разбогатевшие при предыдущей администрации арестовывались или бежали из страны. Из казавшегося безопасным убежища они вели яростные политические кампании против Путина».

«Президент России, который никогда не отличался мягкостью к критикам, разъяснил своим непосредственным подчиненным, что эти эмигранты – преступники и что их сторонники на родине стремятся разрушить законную власть новой России, – пишет американский аналитик. – На всех уровнях политической и экономической жизни России началось официальное возмездие. Недобрые старые времена вернулись вместе с десятками бывших работников органов».

Автор считает, что абсолютно неважно, насколько Путин был осведомлен об убийствах критиков своего режима, и был ли он вообще осведомлен о них. Главное в том, что Путин создал режим, в полном объеме осуществляющий полномочия тайной полиции. Россияне, к сожалению, свыклись с тем, что преступность и коррупция присущи их властям. Но Лондон и Вашингтон, благодаря трагической судьбе Литвиненко, начали с большим опозданием осознавать природу путинского режима. И, судя по всему, они начнут корректировать свою политику.

«С Новым годом, Владимир Владимирович!» – завершает Джордж Уиттман свою статью в журнале «Америкен спектейтор».

Обзор подготовила Инна Озовская.

XS
SM
MD
LG