Русская служба «Голоса Америки» попросила живущего в изгнании в Лондоне олигарха Бориса Березовского прокомментировать новые обвинения российской прокуратуры по делу Литвиненко, убийство которого российские власти связывают с делом ЮКОСа.
Инна Дубинская: Борис Абрамович, выступление российской прокуратуры внесло еще большую неясность в тайну отравления Александра Литвиненко: теперь уже в ней фигурируете не только вы, но и Леонид Невзлин, и ЮКОС, и даже ртуть…
Борис Березовский: Ну, я с вами категорически несогласен. Я считаю, что заявление Генпрокуратуры внесло еще большую ясность, и именно в силу как раз тех аргументов, которые вы привели. То есть заявление Генпрокуратуры еще раз показало, что они не пытаются помогать в расследовании этого преступления, а наоборот, препятствуют разными способами, и препятствуют потому, что Генпрокуратура избрала вполне конкретный способ показывать ложные цели. Это, безусловно, можно квалифицировать как преступление Генеральной прокуратуры перед следствием, которое проводится по этому поводу. И вы совершенно точно аргументировали это тем, что сказали. Сначала были одни подозреваемые, потом появились другие подозреваемые, сейчас появились третьи подозреваемые, и все это версия одного и того же источника – это, безусловно, версия Кремля.
И все это, наоборот, подталкивает общественное мнение, подталкивает профессионалов к пониманию того, что было написано в предсмертном письме Александра Литвиненко: что лично Путин командует парадом и лично Путин отдавал приказ убить его. Вот никак иначе последние действия прокуратуры я не могу объяснить, а напротив, как раз вписываю в ту конструкцию, которая была построена изначально Кремлем для того, чтобы направить следствие по ложному пути, а по существу скрыть свое собственное преступление.
И.Д.: Как вы истолковываете тот факт, что г-ну Невзлину беспрепятственно был разрешен въезд в США как раз в то время, когда Россия требует его экстрадиции?
Б.Б.: Я никак не собираюсь комментировать действия американских властей – с одной стороны. С другой стороны, я хочу подчеркнуть, что у меня есть собственное понимание о том, кто такой г-н Невзлин, и что пытается сделать по отношению к нему российская власть. И, безусловно, с моей точки зрения все, что делается в отношении Невзлина со стороны Генпрокуратуры, – это провокация, совершенно преднамеренная провокация. И в конечном счете те люди, которые эту провокацию устраивают, будут отвечать перед законом по законам цивилизованного общества.
Я не знаю, удалось вам посмотреть газету «Коммерсант» или нет, но там был список преступлений, которые российская власть вменяет г-ну Невзлину. Ну… он просто серийный убийца! И я думаю, что ни один убийца в Соединенных Штатах даже конкурировать с ним не может! В этот список входят по крайней мере человек тридцать-сорок, все известные люди. Если бы это было так на самом деле, у меня нет никаких сомнений, что и США, и Израиль уже давно бы такого серийного убийцу выдали с удовольствием российскому правосудию, даже российскому правосудию, несмотря на то, что там не соблюдаются ни в какой мере права человека, и тем более права тех людей, которые содержатся в тюрьме.