За три дня до Нового года может повториться прошлогодняя ситуация, когда Россия и Украина оказались в состоянии «газовой войны». На этот раз новый «газовый фронт» образовался между Москвой и Минском, которые до сих пор не могут придти к соглашению о цене на «голубое топливо» в 2007 году. В чем причины конфликта и насколько серьезными не только для двух стран, но и для всей Европы могут оказаться его последствия?
До последнего времени Беларусь имела самые низкие тарифы на газ – 47 долларов за тысячу кубометров. Это, по сути, внутрироссийская цена. Минск и сегодня заявляет, что он готов к повышению цены на газ, но так, чтобы она оставалась на уровне соседней Смоленской области. Логика здесь проста: если мы строим единое Союзное государство, то цены в нем на энергоносители тоже должны быть едины. Российское руководство, в свою очередь, полагает, что единое государство – это пока дело будущего (кстати, еще достаточного туманного). А цены на газ ниже мировых – это убытки настоящего.
«Газпром», по мнению посла России в Беларуси Александра Сурикова, уже пошел на серьезные уступки, снизив цену за тысячу кубометров до 110 долларов, как для Армении. «Газпром» также предложил Минску большую часть из этой цены оплатить акциями «Белтрансгаза». Но тут пока остаются серьезные разногласия и по цене акций, и по форме оплаты. О дальнейших односторонних уступках говорить трудно. А значит, не исключено, что сейчас Москва может пойти на крайнюю меру в «газовой войне» со своим ближайшим союзником – отключить белорусских потребителей газа с 1 января.
Не случайно, что сегодня спикер Госдумы Борис Грызлов прозрачно намекнул, что построение Союзного государства не противоречит развитию рыночных отношений между Минском и Москвой. Другими словами, дружба дружбой, а табачок (то есть газ) пока врозь. Все более очевидно, что для России сейчас вступление в ВТО и игра по правилам мирового рынка важнее, чем достаточно неясная перспектива дальнейшей экономической интеграции с Беларусью. Именно поэтому можно ожидать достаточно жесткой позиции Москвы по отношению к Минску в газовом вопросе.
Однако госсекретарь Союзного государства Павел Бородин во вчерашнем интервью «Коммерсанту» продолжает утверждать, что вопрос с ценой на газ решится еще до Нового года и, скорее всего, до перекрытия вентиля дело не дойдет. Но стоит напомнить, что такой прецедент уже был. В 2004 году все тот же газовый вентиль был перекрыт на восемнадцать часов. Тогда Беларусь сразу начала незаконно отбирать топливо, которое шло для Калининграда и Литвы. Такой сценарий вполне может повториться и на этот раз. Впрочем, руководство «Газпрома» спешит сегодня успокоить потребителей в Западной Европе, что они в любом случае не пострадают. Транзит газа будет обеспечен по независимому от белорусских властей газопроводу «Ямал – Европа».
И все же опасения у Евросоюза остаются. Вот почему многие западноевропейские политики уже спешат заявить о необходимости быстрее преодолеть российско-белорусские экономические разногласия.
А что касается стран-соседей по СНГ, то у многих из них, конечно, есть свои энергетические претензии к России. Но вряд ли сегодня соседи проявят солидарность с неуступчивой позицией президента Александра Лукашенко.
Слишком предпочтительны здесь собственные национальные интересы. Молдавия уже согласовала свою цену на газ на следующий год в размере 170 долларов за тысячу кубометров. Азербайджан пока продолжает переговоры с Газпромом и рассматривает в качестве альтернативы иранские поставки. О своей поддержке позиции Москвы уже заявил Киев: сегодня украинская сторона объявила, что готова увеличить поставки газа в Европу в случае продолжения конфликта между Россией и Белоруссией. Но при этом Киев подчеркивает, что он выступает за скорейшее взаимовыгодное разрешение нынешнего конфликта между Москвой и Минском.
Как видим, по сравнению с прошлогодней российско-украинской «газовой войной» у Москвы сейчас гораздо больше союзников.