Линки доступности

Туркменистан - государство, где попираются права человека


За 15 лет после распада СССР Туркменистан превратился в государство, где попираются права человека и заметно ухудшается свобода самовыражения и экономическое положение. Всё это во многом связано с политикой, проводимой президентом этой центрально-азиатской страны Сапармуратом Ниязовым.

Многие западные аналитики считают, что в советские времена народу Туркменистана жилось лучше, чем сейчас. Эрика Дейли из нью-йоркского института Открытого Общества: «Будет справедливым заметить, что после распада Советского Союза в Туркменистане заметно ухудшилась политическая, экономическая экологическая и социальная обстановка. Сегодня Туркменистан является одной из самых закрытых и репрессивных стран мира, которую считают «худшей среди худших.»

Руководивший Туркменистаном Сапармурат Ниязов, называвший себя Туркмен-баши, что означает «отец всех туркменов.» Он был избран президентом Туркменской ССР в октябре 1990 года, а через год стал президентом независимого Туркменистана. В 1999м году туркменские законодатели объявили его пожизненным президентом страны, в которой, кстати, существует всего одна партия. По мнению Аннеты Бор, сотрудницы лондонского Королевского института Международных отношений, президент Туркменистана больше, чем автократ: «Можно называть эту систему правления авторитарной, но в действительности это - султанат, лидер которого наделен неограниченной властью. Его действия не ограничены ни конституцией, ни существующими в стране законами.»

Александр Гупман из правозащитной организации Фридом Хаус в Вашингтоне, отмечает, что, обладая полным политическим контролем, президент Ниязов, используя силы безопасности, заставляет молчать народ Туркменистана.

Гражданское общество подверглось жестокой расправе. В Туркменистане многие раздражены этим, однако у них нет ни малейшей возможности, открыто высказать своё недовольство.

По мнению многих аналитиков, Ниязов сделал всё, чтобы взять под контроль средства массовой информации.

Элфа Видаль, сотрудница базирующейся в Париже организации «Репортеры без границ» говорит, что в Туркменистане журналистам запрещено использовать любые негосударственные источники информации, и что нередко работники СМИ подвергаются жестокому обращению.

За всеми туркменскими независимыми журналистами установлена слежка, которая изматывает их, их заставляют замолчать, приговаривают к тюремному заключению. Все иностранные журналисты были выдворены из страны. Жители Туркменистана не имеют возможности дома подключиться к Интернету, они вынуждены для этого прибегать к помощи международных организаций или частных фирм.

Несколько месяцев назад в тюрьме скончалась арестованная в июле внештатная журналистка радио Свобода Огульсапар Мурадова. Власти объявили, что она умерла ненасильственной смертью. Однако, её сын Мурадовой, которому было выдано тело матери, утверждает, что она была избита до смерти.

По мнению многих экспертов, в числе которых Аннет, Бор, сотрудница Королевского института Международных отношений в Лондоне, Ниязов пытается ужесточить контроль над народом Туркменистана с помощью своей философской книги под названием Рухнама.

Рухнама - важный инструмент поддержки культа Ниязова, использованный для создания псевдо - государственной идеологии. Фактически Рухнама приравнена к Корану. Сотрудники общественного сектора должны регулярно сдавать экзамены по Рухнаме, это - обязательное условие, гарантирующее их работу. Чтобы быть принятым в университет или получить водительские права, необходимо сдать письменный экзамен по Рухнаме.

Деятельность Ниязова в экономическом секторе, детали которой являются государственной тайной, не улучшила жизнь туркменского народа, несмотря на то, что страна имеет мощный источник доходов от экспорта энергоносителей.

По оценкам правительства США, за 2004й год в Туркменистане было добыто более 54х миллиардов кубических метров природного газа. Запасы месторождений природного газа составляют более двух триллионов кубических метров. Туркменистан также богат нефтью. Однако около 60% населения страны живёт за чертой бедности.

Кто же встанет у руля в Туркменистане после смерти Ниязова?

По словам Александра Гупмана, сотрудника правозащитной организации Фридом Хаус, так как Ниязов не назначил преемника, впереди много неизвестного.

Многие аналитики предсказывают, что борьба за контроль над Туркменистаном будет сопровождаться насилием. И возможно, что группировки, которые обычно приходят к власти ненасильственными методами, такими как выборы, будут дожидаться своего часа в надежде на то, что хаос даст им возможность продвигать свою программу.

Некоторые аналитики считают, что в Туркменистане возникнет сильный исламистский фронт. Фундаменталистская группировка Хисбут-Тарир, которая стремится покончить с нерелигиозным правительством, пустила глубокие корни в Центральной Азии. В Туркменистане также существуют ряд нерелигиозных группировок, которые будут соперничать за политический контроль.

Многие аналитики предупреждают, что после кончины Ниязова в недалеком будущем в Туркменистане могут возникнут беспорядки.

XS
SM
MD
LG