Линки доступности

Обзор печати от 12 декабря 2006 г.


Тайная служба во власти. Убийство Александра Литвиненко вызвало в США новый взлет интереса к роли ФСБ в государственном устройстве России. Московский корреспондент «Вашингтон пост» Питер Финн в этой связи отмечает, что тесно переплетенные политические и деловые элиты все чаще пополняются бывшими сотрудниками госбезопасности, лично зарекомендовавшими себя с лучшей стороны перед президентом Путиным.

Американский журналист приводит данные исследования, проведенного директором московского Центра изучения элиты Ольгой Крыштановской. Она проанализировала официальные биографии 1.016 ведущих политических деятелей - глав департаментов президентской администрации, членов правительства, депутатов обеих палат парламента, руководителей федеральных структур и региональных исполнительных и законодательных ветвей власти. При этом обнаружилось, что 26% из них были штатными агентами КГБ или организаций-преемниц этого ведомства. А более пристальный взгляд на биографии, в частности, изучение в них пробелов, связанных со службой в соответствующих организациях, дал Крыштановской основание полагать, что показатель составляет поражающие воображение 78%.

«Расширение влияния аппарата госбезопасности является частью процесса централизации власти при Путине и отражением самоуверенной внешней политики, опирающейся на мощный энергосырьевой потенциал», - пишет автор. Честности ради он отмечает, что мнения самого ФСБ по этому поводу у него нет, поскольку в интервью ему было отказано. Как сказал Финну представитель Службы, темы, направленные журналистом по факсу в ФСБ, относятся к разряду секретных.

Российские критики говорили Питеру Финну, что ФСБ сегодня обладает большей властью, чем в свое время КГБ. В доказательство они приводят тот факт, что эта служба играет ключевую роль в составлении законопроектов по целому ряду вопросов. К ним относится и принятый в этом году закон об усилении контроля государства над неправительственными организациями, дающий право ограничивать или запрещать зарубежное финансирование политической деятельности, которую оно считает подрывной.

Еще одно доказательство – стремительный рост бюджета ФСБ. По данным газеты «Коммерсантъ», в 2006 году он вырос почти на 40%. Точные цифры, как и численность сотрудников, остаются государственной тайной. Зато не секрет, что ФСБ играет ключевую роль в преследовании российских ученых, которых обвиняют в разглашении государственных секретов. Нью-йоркская правозащитная организация Human Rights Watch назвала эту кампанию «шпиономанией». Погоня ФСБ за мнимыми предателями вызывает страх в научных кругах, - пишет Финн. Один российский физик, согласившийся говорить с ним на условии анонимности, сказал, что начал консультироваться с ФСБ по вопросам будущих публикаций во избежание обвинений в разглашении секретной информации.

Этим летом российским спецслужбам были предоставлены законные полномочия по отслеживанию и уничтожению за пределами России подозреваемых в совершении терактов лиц по указанию президента. Как отмечает корреспондент вашингтонской газеты, многие напрямую связывают убийство Литвиненко с принятием этого закона.

Shell сдается. Москва, судя по всему, сумела втиснуть монополию «Газпром» в проект «Сахалин-2», осуществляемый компанией Royal Dutch Shell, - пишет корреспондент «Уолл-стрит джорнэл» Фил Иззо. Условия сделки пока не известны, однако ожидается, что «Газпром» в конце концов возьмет под контроль газовый проект стоимостью 20 млрд. долларов в обмен на часть нефтяных активов и, возможно, некоторую сумму наличными.

Это стало очевидным ударом для Shell, - продолжает автор. - Но аналитики давно ожидали, что «Газпром» тем или иным способом получит крупную долю в проекте. Москва добилась этого, отозвав выданные Shell экологические разрешения. Иностранные нефтегазовые компании познают методы России, и сахалинские события могут ослабить их желание инвестировать в Россию. Однако привлекательность этого все еще слишком велика, - резюмирует Фил Иззо.

Время переоценки Москвы. В редакционной статье газета «Нью-Йорк пост» выражает мнение о том, что зловещий откат от постсоветских демократических завоеваний в путинской России требует от Запада переосмысления отношений с РФ. «В последнее время было убито более 10 журналистов, критиковавших власть, - говорится в комментарии. - У частных владельцев отобраны и помещены под государственный контроль крупные предприятия. Бывшие чиновники КГБ контролируют прибыльные монополии. Свобода слова – в частности, свобода критиковать Путина и его правительство – подавляется. И вот теперь атака на критиков Путина вышла за пределы России».

«От этого больше нельзя отмахиваться как от внутреннего дела. Путин и компания, похоже, намерены тащить Россию обратно в средневековье, а это чревато глубокими последствиями для безопасности и политики Запада. Определенно, настало время реагировать» , - пишет в заключение «Нью-Йорк пост».

Обзор составила Инна Озовская

XS
SM
MD
LG