Линки доступности

Обзор печати от 11 декабря 2006 г.


Отравленная демократия. Убийство Александра Литвиненко по прежнему занимает видное место в американских СМИ. Но их направленность меняется – авторы статей и комментариев начинают рассматривать этот инцидент в общем контексте внешней и внутренней политики России. Так, в редакционной статье «Лос-Анджелес таймс» говорится, что за шпионскими страстями теряется реальная опасность: в путинской России все чаще нападают на журналистов, и все чаще эти нападения заканчиваются убийством.

«Ни имени убийцы, ни имени заказчика мы, скорее всего, не узнаем. Однако точно известно, чем занимался Литвиненко перед смертью: он расследовал убийство журналистки Анны Политковской, обличавшей российские власти за злодеяния в Чечне», - отмечают авторы комментария. «Лос-Анджелес таймс» напоминает, что, по данным организации «Репортеры без границ», Политковская стала как минимум 21 российским журналистом, убитым с 2000 года, когда Путин пришел к власти. Еще двое пропали без вести и тоже, судя по всему, мертвы. Всего же за это время на журналистов было совершено 320 нападений.

Преследования происходят на фоне национализации частных телеканалов, критиковавших режим, перекупки независимых СМИ союзниками Кремля и возбуждения уголовных дел против журналистов. В результате те, кого устраивает молчание общества, будь-то коррумпированные чиновники, бизнесмены-мошенники, бандиты или любые лица, боящиеся обличения или открытого обсуждения, чувствуют свою полную безнаказанность. При таком положении признавать за Путным право на презумпцию невиновности все труднее и труднее, - резюмирует калифорнийская газета.

Негативный имидж Путина. В связи с развернувшимся скандалом Путин оказался в незавидном положении, констатирует «Чикаго трибюн»: «Если заверения хозяина Кремля в полной невиновности искренни, Путину все равно придется задаться вопросом, почему столько людей торопится указать пальцем именно на него, и почему мало у кого в мире это вызывает сомнения? Как получилось, что Путин, некогда считавшийся сторонником демократизации, сегодня стал объектом подозрений и неприязни?

Ответ газета усматривает в следующем: если критиков Путина без его ведома убивают анонимные злонамеренные субъекты - российская мафия или вышедшие из-под контроля агенты Кремля, - это полностью подрывает его сложившийся в последние годы имидж лидера, контролирующего ситуацию в стране. При любом другом варианте Путину придется иметь дело не только с пристальным и нелицеприятным вниманием международного сообщества, но и с весьма энергичным уголовным расследованием, которое уже ведется по всему континенту. У следователей нет недостатка в зацепках, способных привести их к убийце Литвиненко или к новым загадкам.

Заметив, что Литвиненко похоронен на том же кладбище в Лондоне, где покоится Карл Маркс, газета предупреждает: Марксу Литвиненко ничем не угрожает, а вот для Путина он представляет опасность и после смерти.

Возрождение корпоративного государства. Гэри Басс в «Нью-Йорк таймс» тоже вспоминает отца марксизма, но в ином аспекте. Карл Маркс, - замечает Гари Бас, - писал что государство всего лишь исполнитель воли буржуазии. Однако президент Путин поставил Маркса с ног на голову: при нем государство подчиняет себе важнейшие фирмы, а не наоборот. В России создан новый гибрид государства и корпораций, размыта граница между государственным и частным сектором - оба призваны служить государству. Андрей Илларионов, ушедший в декабре 2005 году с поста экономического советника Путина, называет эту структуру «корпоративным государством».

Речь идет не только о банальном кумовстве, - продолжает нью-йоркская газета. Вице-премьер Дмитрий Медведев – одновременно глава гигантского государственного концерна-монополиста «Газпром», контролирующего пятую часть мировых запасов природного газа. Заместитель главы администрации Путина Игорь Сечин назначен председателем государственной нефтяной компании «Роснефть». В феврале Путин объединил производителей авиатехники в рамках единой государственной корпорации. В ноябре государственная компания «Рособоронэкспорт», занимающаяся торговлей оружием, приобрела контрольный пакет крупнейшего в мире производителя титана. По словам Илларионова, «в России не осталось свободного экономического пространства».

Корпоративное государство - не только путь к обогащению путинских аппаратчиков, хотя, несомненно, это тоже немаловажный фактор, пишет американский журналист. Как считает эксперт по России из Йельского университета Кит Дарден, такой порядок избавляет от головной боли авторитарных правителей, думающих - как сделать так, чтобы рыночная экономика создавала богатство, не позволяя при этом независимому бизнесу бросать вызов государству. Нет никаких признаков отмирания корпоративного государства. Наоборот, Медведев, человек Кремля в «Газпроме», вполне может стать преемником Путина на посту президента, - резюмирует Гэри Басс.

Обзор составила Инна Озовская

XS
SM
MD
LG