Во вторник в сенатском комитете по делам вооруженных сил начались слушания по утверждению Роберта Гейтса на посту министра обороны США. Он был номинирован президентом Бушем после объявления об отставке прежнего шефа Пентагона Дональда Рамсфелда. Это произошло на следующий день после промежуточных выборов, по итогам которых республиканцы утратили контроль над Конгрессом. Многие сочли такой результат проявлением недовольства американского населения политикой Буша в Ираке.
Гейтс – не новичок в правительственных кругах. Он много лет служил в Центральном Разведывательном Управлении, где прошел путь от рядового аналитика до главы этого ведомства. В 1991 году его утвердил в должности директора ЦРУ отец нынешнего президента - Джордж Буш-старший.
Во вторник утром Буш-младший попросил Гейтса заехать в Белый Дом по дороге в Конгресс. Президент сфотографировался с номинантом и произнес напутствие: «Боб Гейтс прекрасно справиться с обязанностями министра обороны, и я надеюсь, что Сенат не задержится с его утверждением в должности».
Пока никто из сенаторов публично не выразил возражений против назначения нового министра. Наблюдатели считают, что назначение Гейтса пройдет гладко – не в последнюю очередь потому, что Рамсфелд под конец своей вахты вызвал крупные нарекания. Иракская тема, несомненно, будет доминировать на слушаниях в Комитете по делам вооруженных сил Сената.
«У Гейтса есть уникальная возможность помочь нам пойти новым курсом в Ираке, и найти новые подходы во внешней политике, в целом. У него, безусловно, есть для этого и опыт, и способности, и, я надеюсь, он сумеет их применить», - заявил сенатор-демократ Кристофер Додд.
«Гейтс представляется мне человеком, открытым к новым идеям, готовым консультироваться с Конгрессом и, что мне представляется особенно важным, заявившим о необходимости надпартийного подхода в сфере национальной безопасности», - сказала сенатор-республиканка Сюзен Коллинз.
В письменных ответах на предварительные вопросы членов сенатского комитета Гейтс отметил, что был согласен с решением президента Буша вторгнуться в Ирак, однако признал, что Пентагоном при планировании последующих этапов операции были допущены ошибки. Гейтс заявил, что выступает против немедленного вывода войск из Ирака. «Такая позиция полностью отвечает интересам Америки и большинства стран Ближневосточного региона», - комментировал сенатор-республиканец Джон Корнин.
На новом посту в Пентагоне Гейтсу сможет применить опыт, приобретенный им в бытность главой ЦРУ. В этой связи сенатор-демократ Карл Левин, который с нового года займет пост главы Комитета по делам вооруженных сил, задает вопрос: «Хватит ли у нового министра силы воли говорить правду властям? Будет ли он говорить президенту то, что президент не желает услышать?» Левин не впервые участвует в слушаниях по кандидатуре Гейтса. В 1991 году он был среди группы сенаторов, голосовавших против его утверждения директором ЦРУ. В конечном счете кандидатура Гейтса была одобрена, но критики обвиняли его в том, что он от имени ЦРУ подкреплял желания президента Рейгана.
Директор независимого вашингтонского Центра исследований и анализа развединформации Кевин О’Коннел считает, что богатый опыт позволит Гейтсу сориентироваться на новом посту: «Я считаю, он ясно представляет, насколько наше понимание сложных мировых проблем зависит от точности информации. Он знает, как происходит сбор разведанных, как они обрабатываются, и он, конечно же, знает, как следует строить отношения с президентом и руководителями других федеральных ведомств. Он очень способный ученик и быстро освоит нюансы функционирования оборонного ведомства».
Другие наблюдатели, однако, указывают, что у Гейтса нет опыта управления такой разветвленной системой, какую представляет собой Пентагон, особенно в условиях крупномасштабной наземной войны. В случае утверждения Гейтс привнесет в работу Пентагона стиль работы, весьма отличный от манеры его предшественника. Дональда Рамсфелда многие считали излишне резким и жестким. Некоторые сравнивают назначение Гейтса с тем выбором, который сделал в годы Вьетнамской войны президент Джонсон, заменивший Роберта Макнамару Кларком Клиффордом, который впоследствии выступил за вывод войск из Ирака.
Все сознают необходимость поисков новой стратегии в Ираке. Как считает Дэниелла Плетка из Института американского предпринимательства, перемены уже происходят:
«Гейтс, конечно, может повлиять на ситуацию, если у него есть свое мнение, однако очевидно, что президент уже определил дальнейший курс, поэтому Гейтсу будет трудно что-то менять радикальным образом».