Линки доступности

Обзор печати от 4 декабря 2006 г.


Завинчивание гаек. Колонка обозревателя Маши Липман в «Вашингтон пост» посвящена избирательному российскому законодательству, которое, как считает автор, направлено на то, чтобы нежелательные политические силы не могли просочиться на свет. В качестве доказательства она приводит два положения нового закона о выборах. Первое касается запрета на создание «негативного имиджа» политических оппонентов. По мнению Липман, это верный способ лишить избирательные кампании какого-либо смысла, ибо любой вызов действующим властям может быть расценен как нарушение закона. Другое положение исключает пункт о минимальной процентной явке избирателей. «Таким образом, - пишет Липман, - правящая элита ограничивает свою опору в духе советских времен, одновременно отчуждая наиболее активные элементы общества».

Липман полагает, что наступление на политические права россиян продолжится. Свидетельство тому - отмена выборов мэров, что является следующий шагом в разрушении репрезентативной демократии. «Политическую сцену освободили от истинной конкуренции, а исполнительная и законодательная власти состоят из приверженцев режима, которые могут не беспокоиться насчет политической ответственности. В результате представители алчной бюрократии стали привилегированным кругом, в котором они аккумулируют власть, тесно связанную в России с собственностью и деньгами. Совершенно ясно, что при таком раскладе политика, основанная на реальной конкуренции, будь она дозволена, стала бы угрозой для правящей элиты», - резюмирует Маша Липман в колонке в «Вашингтон пост».

Кто станет наследником Путина? Московский корреспондент «Лос-Анджелес таймс» Дэвид Холли считает, что за ответом на этот вопрос надо обращаться к самому российскому лидеру. Как отмечает автор, рейтинг популярности Путина превышает 70%, его власть централизуется, и в такой ситуации президентское одобрение становится главным фактором того, кто сменит его. Это означает, что нынешнее состязание между Медведевым, Ивановым и другими потенциальными кандидатами на одобрительный кивок босса вполне может оказаться важнее, чем выборы 2008 года.

Американский журналист указывает, что в России не прекращаются разговоры о том, что для Путина могут найти способ остаться наверху. По одному из сценариев, он уступит напору общественности и разрешит изменить конституцию. Но даже если он уйдет (а многие наблюдатели полагают, что так и будет), ясно, что Путин назначит преемника, который и будет избран.

Есть и иное мнение. «Я уверен, что ни Медведев, ни Иванов не станут преемником, – сказал корреспонденту калифорнийской газеты аналитик Дмитрий Орешкин. – Шум вокруг них является, выражаясь языком КГБ, «операцией прикрытия» с целью скрыть подготовку реальных планов. Настоящий преемник появится где-то за полгода до выборов, как кролик из шляпы или чертик из коробочки. Настоящий преемник сразу же совершит что-нибудь героическое и грандиозное, например покорит Грузию путем молниеносной военной операции, и в результате выиграет выборы с огромным преимуществом».

Еще один возможный сценарий предложил автору статьи президент московского Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он допускает, что Путин может уступить трон, но назначенный преемник заболеет сразу после выборов. «Конституция запрещает Путину занимать высший пост три срока подряд, - сказал Делягин, - поэтому он может разрешить «товарищу Медведеву» стать президентом с пониманием того, что тот сразу же уйдет в отставку, ссылаясь на плохое здоровье. В этом случае, по делягинскому сценарию, «проведут новые выборы, и Путин сможет на них баллотироваться».

«Форбс» – в центре новой истории. Московский корреспондент «Нью-Йорк таймс» Эндрю Креймер останавливается на сложном положении иностранных СМИ в России. Взяться за перо его побудила история, связанная с журналом Forbes. Вкратце она сводится к следующему: в декабрьском номере российской версии Forbes помещена статья о Елене Батуриной - владелице строительной бизнес-империи, стоимость которой Forbes оценивает в миллиард с лишним долларов. Портрет Батуриной, являющейся также женой московского мэра, красуется на обложке журнала. Но адвокаты Батуриной пригрозили подать в суд на немецкую фирму, являющуюся издателем Forbes в России, заявив, что госпожу Батурину неправильно процитировали. Издательский дом Шпрингера в Берлине согласился, что некоторые возражения Батуриной имеют под собой основания и принес извинения. Декабрьский номер появился на лотках только в пятницу, на день позже положенного, а в четверг главный редактор Максим Кашулинский подал в отставку в знак протеста против решения фирмы отозвать декабрьский выпуск журнала.
.

Этот эпизод, по мнению Креймера, подчеркивает риск для американских компаний, которые выпускают свои издания в странах с ограничениями свободы слова в формате объединения местного и международного контента. По такой модели выпускаются многие журналы, среди них Newsweek, Wallpaper, Esquire, Cosmopolitan и другие. Как отмечает автор, для Forbes отстаивание права писать о представителе крупного бизнеса на политически запутанном рынке России является особенно щекотливым. Предшественник Кашулинского Пол Хлебников был расстрелян на улице два года назад. Власти связали это убийство с журналистскими расследованиями, и дело зачахло в российских судах.

«Если вы посмотрите на список нашего издательского дома, то увидите, что с изданиями Newsweek и Forbes мы остается одним из последних островков свободы прессы в России, и это для нас важно», – сказала американскому журналисту представитель издательского дома Шпрингера Эдда Фелс.

Обзор составила Инна Озовская

XS
SM
MD
LG