Линки доступности

Авангард Эля Лисицкого в Вашингтоне


Выставка Эля Лисицкого в мемориальной галерее «Филипс» американской столицы столь же необычна, как и его работы. «Проекты утверждения нового», или, сокращенно, «проуны» - одно из многочисленных изобретений выдающегося авангардиста, оставившего яркий след в теории и практике архитектуры, дизайна и графики ХХ века.

Помещения галереи оформлены в стиле проунов. Моделью послужила конструкция русского художника, спроектированная им для персональной выставки в Берлине. А роспись стен по комбинированию плоскости в пространстве, созданная американским художником Хидео Окамура, как бы обрамляет 20 уникальных литографий русского мастера.

По словам Лисицкого, его объекты «служили пересадочной станцией из живописи в архитектуру». Он придумал новую среду обитания человека, превратив двухмерное пространство в трехмерное, а картину - в сооружение, которое можно обойти кругом, исследовать сверху и снизу. Как рассказывает куратор Бет Тэрнер, выставка состоялась благодаря усилиям попечителя музея доктора Феннера Милтона:

«В Вене ему удалось приобрести литографии Лисицкого, известные под именем «Папки Кестнера». Сперва он обнаружил один альбом, затем нашел другой. Таким образом у нас возникла счастливая возможность показать их вместе и познакомить американцев с уникальными работами, созданными русским художником в 1923 году».

«Нельзя не отметить и заслуг художника Хидео Окамуры, - продолжает Бет. – Он внимательно изучил конструкции русского мастера и прекрасно справился со своей задачей. Под его кистью как бы ожила цветовая гамма, линии и формы Лисицкого. Хидео расписывал стены галереи в течении 3 недель, повторяя мотивы Лисицкого и импровизируя на его темы».

Родина Эля Лисицкого - Смоленская губерния. Искусству он учился в Витебске, архитектуру осваивал в Германии и Латвии. После революции в группе «Утверждение нового искусства» он создавал агитационные панно и плакаты вместе с Шагалом, Малевичем, Маяковским, Мейерхольдом. Впоследствии из его проунов появятся проекты "горизонтальных небоскребов", театральные макеты, проекты интерьеров, плакатный, книжный, мебельный дизайн… Лисицкий работал над «интернациональным языком коммуникаций», понятным вне форм словесного общения.

Бет Тэрнер указывает, что представленный в экспозиции альбом «Победа над солнцем» посвящен Казимиру Малевичу, под влиянием которого Лисицкий превратился в страстного приверженца супрематизма. Девять литографий были созданы к одноименной футуристической опере, премьера которой прошла в Петербурге в 1913 году. Механические марионетки изображают людей: вот забавный ведущий с огромным мегафоном, а вот другой образ - новый человек, мощный, сильный, тянется к солнцу.

Отмечая успех выставки русского авангардиста в Вашингтоне, Бет говорит, что собирается организовать передвижную экспозицию работ Лисицкого по музеям США, а, если пригласят, с удовольствием повезет ее в Россию:

«Мне кажется, было бы замечательно напомнить россиянам о необыкновенном таланте и уникальности их соотечественника. Произведения Лисицкого должны побывать на родине их создателя, там, где его корни, где жили его предки. В сегодняшней России должны знать и почитать его творчество».

Выставка Эля Лисицкого в галерее «Филипс» в Вашингтоне продлится до 21 января 2007 года.

XS
SM
MD
LG