В США с циклом лекций выступил известный российский журналист Е.А. Киселев. Свою лекцию в Колумбийском университете в Нью-Йорке он посвятил предмету, с которым он хорошо знаком: современному состоянию средств массовой информации в России. Евгений Алексеевич представил достаточно нюансированную картину, отметив, что неверно было бы говорить, что в России сегодня нет свободы слова. По его словам, в 95% случаев, когда ощущаются какие-то ограничения в СМИ, речь идет не о цензуре, а о самоцензуре:
«Проблема не в том, что кто-то что-то запрещает, а в том, что очень жестко сформулированы правила игры…. Объяснять никому ничего не надо».
По словам Киселева, границы возможного – с точки зрения разнообразия мнений – наиболее сузились на телевидении. И хотя нет списков гостей, которых не рекомендуется приглашать для участия в новостных или публицистических программах, - списков на бумаге с печатью, - эти списки существуют в головах у журналистов и продюсеров. По сведениям Киселева, редакционная политика центральных телеканалов регулярно обсуждается их руководителями в Кремле, хотя речь и не обязательно идет о каких-то идеологических установках:
«Разумеется, все это проходит не в командном тоне…. Что порой оставляет некоторую лазейку, некоторую свободу для маневра».
В то же время, по словам Евгения Алексеевича, существуют значительные лакуны, ниши, где выживает свободная пресса: «Она выживает в качественных газетах и журналах в виде рычагов воздействия на общественное мнение, которым кто-то может воспользоваться, – в отличии от телеканалов».
Еще одной нишей, где возможен свободный обмен мнениями, Киселев назвал интернет. Он считает, что влияние интернета в России стремительно растет, и что все большее число независимых журналистов и обозревателей размещают там свои материалы. Тем не менее, отвечая на мой вопрос, Киселев сказал, что свобода слова – как идея – в России сегодня не востребована:
«Сколько ни предлагай свободу слова российскому гражданину, он ее не хочет. Почему это происходит - отдельный разговор».
По мнению Евгения Алексеевича, одна из главных причин заключается в усталости общества, которое за последние 20-25 лет совершило огромный рывок, прошло в своем развитии дистанцию, на которую порой уходят целые поколения. Говоря о прогнозах будущего развития России, Киселева выразил опасение, что на смену нынешнему относительному «нефтяному благополучию» придет, как он выразился, «волна мутного правого национализма»:
«Все эти движения против нелегальной иммиграции могут выплеснуться наружу. А, учитывая разрыв между Москвой и другими городами, ситуацию может стать неуправляемой».