Линки доступности

Перспективы дальнейшей экономической интеграции Европы. Мнения экспертов


На минувшей неделе европейская экономика вновь продемонстрировала признаки оживления. Инфляция в странах Евросоюза пошла на убыль, отмечен рост экономической активности, безработица во Франции упала до самой низкой отметки за последние пять лет. Однако эксперты считают, что для реализации своего полного потенциала экономике Европы необходима дальнейшая интеграция.

После нескольких лет относительного застоя экономика Европейского Союза находится на подъеме. По данным Европейской Комиссии, индекс экономической уверенности в октябре вновь вырос как в двенадцати странах зоны евро, так и во всех двадцати пяти государствах ЕС.

Некоторые аналитики относят здоровый экономический рост на счет ускоренной экономической интеграции между странами-членами ЕС. Несмотря на опасения по поводу введения единой валюты в 1999, евро стал несомненным успехом. «Единая валюта дала огромные преимущества тем странам, которые больше всего нуждались в консолидации своих финансовых счетов», – говорит сотрудник университета Джонса Хопкинса Эрик Джонс. По его мнению, введение евро способствовало активизации торговли путем устранения колебаний обменного курса и сокращения цен. «Страны зоны евро все больше выступают как единая экономика», – указывает он.

Хотя евроскептики часто ссылаются на то, что американская экономика сильнее европейской, Джонс полагает, что не следует судить об успехе евро на фоне финансовых показателей США. «Америка не должна быть основой для сравнения, – говорит он. – Сравнивать надо с тем, какой бы была Европа без единой валюты, а без нее Европа выглядела бы намного хуже».

Тем не менее, по мнению аналитика берлинской Школы управления Hertie Хенрика Эндерляйна, успешный экономический союз потребует дальнейшей интеграции: «Хотя в теории все выглядит замечательно, строительство внутреннего европейского рынка все еще далеко от завершения».

Открытие национального рынка труда для конкуренции со стороны граждан других стран ЕС вызвало протесты профсоюзов рабочих в преуспевающих странах Западной Европы, стремящихся защититься от дешевой рабочей силы из стран Восточной Европы. «Европейские граждане созрели для отмены национальных валют, – замечает Эндерляйн, – однако они пока не доросли до того, чтобы создать по-настоящему единый и интегрированный рынок».

Столь же непривлекательно выглядит в глазах европейцев и создание централизованной бюджетной системы. Однако Хенрик Эндерляйн считает, что Европе следует переосмыслить концепцию федерального бюджета, который он называет «фискальным федерализмом». «По сути своей, – говорит он, – фискальный федерализм просто означает, что богатые регионы перечисляют денежные средства бедным регионам».

Эксперт отдает себе отчет в том, что такая идея вряд ли пройдет, во всяком случае в настоящий момент: «Сегодня в Европе это означало бы, что Ирландия переводит деньги в Германию. При нынешней политической и экономической ситуации это, конечно, немыслимо».

Успех евро убеждает Хенрика Эндерляйна в том, что Брюссель сделает интеграцию в сфере фискальной политики своим следующим крупным экономическим проектом. Отвечая скептикам, он отмечает, что в 80-е годы прошлого века идея экономического и валютного союза в Европе тоже звучала нереалистичной. Несмотря на это, сегодня этот союз налицо.

XS
SM
MD
LG