Линки доступности

Обзор печати от 24 ноября 2006 г.


Российские литейщики обхаживают Запад. «Российские металлургические компании пытаются застолбить господствующие позиции на глобальном рынке, но им предстоит тяжелая битва за новых инвесторов, которые помогли бы финансировать эту амбициозную экспансию, – пишут корреспонденты «Уолл-стрит джорнэл» Пол Глейден и Гай Чейзан. – За последние полтора года пять крупнейших производителей осуществили первичное размещение акций, либо объявили о планах это сделать. В их число входят Evraz Group SA, которая сообщила, что договорилась о покупке Oregon Steel Mills Inc. за 2,3 млрд долларов, и «Северсталь», которой не удалось купить европейского производителя стали – компанию Arcelor SA. Производитель алюминия «Русал», недавно поглотивший своего российского собрата, также планирует скорую эмиссию акций».

«Многие инвесторы, однако, колеблются, – говорится далее в статье. – Они не лезут в стальную отрасль России, так как хотят, чтобы сначала выявились победители. Мы хотим иметь дело с компаниями, которые считаем связанными с Кремлем, а не брать на себя риск с более мелкими компаниями, не имеющими такого преимущества, как бы говорят инвесторы».

«Есть и еще одно опасение, – продолжают авторы. – Во многих российских компаниях доминирующий пакет акций до сих пор принадлежит одному владельцу, вызывая сомнение в том, что нефтяных магнатов интересует выгода всех акционеров, а не строительство собственной империи. Реакция инвесторов на договоренность Evraz с Oregon прохладна из-за опасения, что российская компания переплачивает. «Всегда есть опасность конфликта между владельцем-олигархом и его западными миноритарными акционерами, – заявил Иэн Хэйг, партнер зарегистрированного в Нью-Йорке Firebird Management LLC, имеющего российские акции общей стоимостью 1 млрд долларов. – В России она пропорциональна территории». В результате инвесторы, вкладывающие средства в развивающиеся рынки, проявляют больше интереса к бразильским, китайским и индийским компаниям».

«Конъюнктура на рынке стали сегодня складывается благоприятная, но западные инвесторы считают цену российских компаний завышенной. Их также беспокоит политическая неопределенность, так как второй срок президентства Путина завершается в 2008 году. Хотя тот, кого Путин назовет преемником, практически наверняка победит, кое-кто опасается, что напряженность в Кремле может вызвать потрясения в российском бизнесе. Некоторые российские промышленные чиновники считают, что компании сильно недооценивают на рынке из-за дурной славы, обусловленной отсутствием прозрачности их структуры собственников и операций, – репутации, которую некоторые металлические фирмы пытаются изменить. Однако успехи россиян в работе с глобальными инвесторами неровные», – замечает «Уолл-стрит джорнэл».

Россия поднимает цены на газ. Россия примерно втрое увеличит внутренние цены на газ в ближайшие пять лет в попытке охладить растущий в стране спрос на топливо и обеспечить адекватные поставки по увеличивающимся экспортным обязательствам, заявил высокопоставленный кремлевский чиновник Игорь Шувалов. Его словами начинает статью на эту тему корреспондент «Уолл-стрит джорнэл» Грегори Купер. «Этот шаг крупнейшего в мире производителя газа, – пишет он, – призван способствовать привлечению необходимых инвестиций для освоения новых месторождений на фоне неуклонно растущего спроса. Некоторые чиновники предупреждали, что в ближайшие годы Россия столкнется с нехваткой топлива, так как низкие внутренние цены привели к завышенному потреблению газа и создали антистимулы к разработке новых месторождений. Запад такое положение вещей не может не тревожить».

«Правительство уверено, что сможет предотвратить дефицит газа, – говорится далее в статье. – От более мелких производителей и нефтяных компаний будут ожидать увеличения добычи газа в ближайшие годы для удовлетворения спроса, растущего быстрее официального прогноза из-за роста потребления электроэнергии. Российская электроэнергетическая сеть общего пользования почти не получает инвестиций с советских времен, и правительство в настоящее время планирует мощный рывок по увеличению использования атомной энергии, гидроресурсов и угля для производства электроэнергии в попытке удовлетворить растущий спрос, не провоцируя неуправляемого скачка в потреблении газа».

«Хотя разработка месторождений, казалось бы, должна быть приоритетной работой «Газпрома», он активно стремится к приобретению распределительных и торговых активов в Европе и других местах. Если они сосредоточатся исключительно на производстве и ни на чем больше, они кончат как подобие арабских нефтяных компаний и никогда не станут глобальным игроком, заявляет правительство. Политическое противодействие экспансии «Газпрома» в Европе и других местах со временем, вероятно, ослабнет», – пишет «Уолл-стрит джорнэл».

Гибель критика путинского режима. Американская пресса уделяет куда меньше внимания смерти Александра Литвиненко, чем британская, но все-таки, конечно, не обходит ее стороной. Столичная «Вашингтон пост» информирует читателей, что Литвиненко был активным противником Путина и что он был отравлен, хотя чем точно, врачи на сегодня не уверены: «Загадочный яд», – констатируют медики. У Литвиненко, крепкого здорового мужчины сорока трех лет, выпали волосы, разбалансировалась функция печени, перестали функционировать клетки костного мозга. Первого ноября он поступил в больницу с сильной рвотой, его состояние неуклонно ухудшалось, и вчера он умер от сердечной недостаточности в лондонской больнице в палате интенсивной терапии, которую охраняли полицейские».

Читатели «Вашингтон пост» также узнали, что Литвиненко был подполковником Федеральной службы безопасности – преемницы КГБ, и что он разругался со своим начальством, обвинив его в организации подрывов жилых домов в 1999 году. Литвиненко бежал в Англию годом позже. Он получил там политическое убежище, а месяц назад и подданство. В Лондоне он жил с женой и сыном. Последним проектом, которым занимался Литвиненко, было расследование убийства российской журналистки и правозащитницы Анны Политковской.

Обзор подготовил Евгений Аронов.

XS
SM
MD
LG