Линки доступности

Преследования клириков-диссидентов в Иране


В теократическом Иране кампания преследования инакомыслящих распространяется даже на клириков. Наиболее известный случай связан с именем аятоллы Хосейна Али Монтазери, который в свое время был назначен преемником верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи. Аятолла Монтазери пять лет провел под домашним арестом за выступления против катастрофического положения в области прав человека в Иране. Он был освобожден в 2003 году после сообщений об ухудшении его здоровья.

В октябре силами безопасности был арестован аятолла Хосейн Каземейни Боруджерди – шиитский клирик, ратующий за отделение религии от политики. Он был арестован после ожесточенного столкновения между силами безопасности и сотнями его сторонников, окруживших дом аятоллы в попытке не допустить его ареста. Многие из них были задержаны.

«Иранцы устали от политизированной религии, они хотят вернуться к традиционной религии», – заявил перед арестом аятолла Боруджерди. По его словам, он направил письма с жалобой на преследования со стороны тегеранских властей Папе Римскому Бенедикту XVI, Генеральному Секретарю ООН Кофи Аннану и верховному комиссару Европейского Союза по внешней политике Хавьеру Солане.

Репрессии властей обрушились и на другого клирика шиитов: их жертвой стал ходжат-оль-эслам Эзими Кедими – активный защитник прав этнических азербайджанцев. В январе в Тебризе специальный суд клириков обвинил его в «пропаганде в поддержку антиправительственных групп и организаций». Ходжат-оль-эслам Кедими был осужден на год тюремного заключения и пять лет запрета на проживание в регионах Ирана, населенных азербайджанцами. Ему также запрещено в течение десяти лет носить облачение клирика – как было сказано, за «подрыв репутации духовенства».

В августе ходжат-оль-эслам Эзими Кедими был освобожден из тюрьмы при условии, что он перестанет выступать в защиту прав иранских азербайджанцев. «Это условие несовместимо с моей религией, – сказал он в интервью азербайджанской службе «Голоса Америки». – Истинно верующий человек, образованный в вопросах ислама, не обязан во всем соглашаться с правительством и должен прямо об этом говорить, даже под угрозой ареста, ограничения на религиозную деятельность и изгнание, как это произошло со мной».

Президент Буш назвал Иран «страной, которую взяла в заложники небольшая клерикальная элита». Судя по действиям клерикального режима по отношению к аятолле Монтазери, аятолле Боруджерди и ходжат-оль-эсламу Кедими, ясно, что в заложники попали и сами иранские священнослужители.

Редакционный комментарий, отражающий точку зрения правительства США.

XS
SM
MD
LG