Линки доступности

Политика США в Ираке: мнения экспертов


Представители администрации Буша утверждают, что в течение ближайших полутора лет иракские силовые структуры будут в состоянии сами обеспечивать безопасность страны. Однако многие аналитики сомневаются в этом. В последнее время многие специалисты по Ближнему Востоку указывали, что ситуация в Ираке ухудшается, страна находится на краю гражданской войны и американская стратегия терпит крах.

Тем не менее президент Буш продолжает настаивать, что его курс, рассчитанный на полную победу, остается «ясным и неизменным». «Наша политика гибка. Мы меняем тактику, реализуя нашу стратегическую цель в этом конфликте», – заявляет он.

Зачинщиками нынешнего мятежа в Ираке были сунниты, выступившие против американцев и их союзников. Но теперь основной причиной кровопролития являются межобщинные суннитско-шиитские столкновения. «Ситуацию можно охарактеризовать как многостороннее гражданское противостояние, как войну всех против всех, – говорит сотрудник вашингтонского Проекта ближневосточных исследований и информации Крис Тоунсинг. – Внутрифракционный раскол становится более отчетливым, особенно в шиитской общине, и, к сожалению, иракское правительство не в состоянии контролировать ситуацию».

Согласно данным ООН, в среднем в Ираке от терактов ежедневно погибают или получают ранения сто мирных жителей. А в документах правозащитной организации Human Rights Watch говорится, что «сотни человек становятся объектами похищений, пыток или убийств, чинимых так называемыми «эскадронами смерти», к которым, как подозревают, причастны правительственные силовики.

Минувший октябрь оказался особо тяжелым для вооруженных сил США. Свыше ста американских солдат были убиты. Приходящие из Ирака неутешительные новости приводят к эрозии общественной поддержки американской миссии в стране. Согласно ряду опросов, более 60% американцев не поддерживают иракскую политику администрации Буша.

Параллельно с этим растет и иракское недовольство американской политикой. «Среди иракцев 82% требуют установления твердого срока вывода коалиционных сил из страны», – указывает аналитик по Ближнему Востоку из вашингтонского Института политических исследований Филлис Беннис. Она ссылается на недавний опрос, проведенный Мэрилендском университетом.

«Тридцать семь процентов респондентов требуют немедленного вывода войск, то есть в течение полугода, 34% поддерживают вывод войск по истечении одного года. Так образом, – говорит Филлис Беннис, – почти три четверти населения стоят за свертывание военного присутствия в Ираке. Шестьдесят один процент иракцев считает правомочной борьбу повстанцев против сил коалиции».

Как сложилось нынешнее противостояние американских войск с исламистами в Ираке? «Уничтожение светского баасистского правительства открыло путь в страну исламистам из Ирана, где они жили в изгнании, – напоминает специалист по Ираку из Мичиганского университета Хуан Коул. – Доселе запрещенное движение, лояльное радикальному клирику Моктаде Садру, активизировалось и теперь контролирует целые провинции. И суннитские группировки, прежде всего баасистского толка, разочаровавшиеся в идеях панарабизма, обратились к религиозному фундаментализму».

Профессор Коул считает, что вывод иностранных войск из Ирака будет иметь благотворные последствия для страны: «Я полагаю, что после того, как уйдут иностранные войска, иракцам будет легче разрулить ситуацию. Вспомним недавнюю историю с Ливаном. В 1970-х – 80-х годах страна была на грани развала. Различные военизированные группировки занимались взаимным истреблением. После четырнадцати лет междоусобицы Саудовская Аравия взяла на себя роль посредника и помогла ливанским элитам замириться, договорившись о разделе власти. Договор был далеко не совершенен, но кровопролитие все-таки прекратилось, и жизнь в Ливане более или менее нормализовалась».

Не все аналитики, правда, готовы ставить крест на политике администрации. Они указывают на положительный эффект от свержения режима Саддама Хусейна и организацию свободных демократических выборов.

«Повстанческое движение действительно бушует в суннитских регионах Ирака, но курдская часть страны политически и экономически стабильна, – замечает сотрудник Heritage Foundation Джеймс Филлипс. – Большая часть шиитского юга страны до последнего времени была спокойна. Конечно, присутствие иностранных войск осложняет ситуацию. Но, с другой стороны, они дают иракскому правительству время стать на ноги».

Другие аналитики обеспокоены тем, что поспешный вывод войск может кончиться фрагментацией страны, вызовет волну беженцев и подстегнет глобальный терроризм.

По мнению сотрудника Института Гувера (Калифорния) Лэрри Даймонда, трудности, с которыми сталкиваются американцы в Ираке, не означают их поражения: «Вооруженные силы США в Ираке – это одновременно источник стабильности и нестабильности, и сказать, какой эффект сильнее, очень трудно. Как бы то ни было, если в ближайшие три месяца вооруженные силы США покинут Ирак, страна будет ввергнута в полномасштабную гражданскую войну».

Профессор Даймонд надеется, что рано или поздно соседи Ирака осознают, что его стабильность полезна и им самим. «Каждый сосед Ирака имеет там своих вооруженных союзников, но ни один не выиграет, если в Ираке разгорится полномасштабная гражданская война», – говорит он.

Региональный консенсус по поводу будущего Ирака – вот на что рассчитывает надпартийная группа консультантов Конгресса США, которая в ближайшие недели опубликует свой план действий.

XS
SM
MD
LG