Линки доступности

Доклад Transparency International о коррупции в мире


Новый доклад международной организации Transparency International о коррупции в мире по просьбе Русской службы «Голоса Америки» комментирует директор российского отделения этой организации Елена Панфилова.

Ирина Попова: Елена, в информации о докладе Transparency International о коррупции в мире говорится, что рейтинг России, с которым она заняла 127-е место в списке 163 стран, составляет 2,5 балла. Не могли бы вы рассказать, как определяется этот рейтинг, что стоит за этими цифрами?

Елена Панфилова: За этими цифрами стоит исследование, которое мы проводим ежегодною Оно называется «Индекс восприятия коррупции». Индекс этот высчитывается на основании данных, получаемых из 12 различных источников. В данном случае это исcледования Всемирного Банка, исследования Всемирного экономического форума, исследования журнала Economist и целый ряд других исследований.

Во всех этих исследованиях есть нечто общее. Различным группам респондентов – представителям бизнеса, экспертам, гражданам – задается вопрос, насколько распространены коррупционные практики в тех или иных странах. Мы собираем данные из этих источников и с помощью исследователей из немецкого университета Passau пересчитываем его в свой индекс. То есть за этим индексом стоят данные о том, насколько с точки зрения восприятия экспертов, бизнесменов, граждан распространена коррупция в тех или иных странах.

И.П.: Скажите, пожалуйста, как можно сравнить ситуацию в России в этом году с прошлым годом? Улучшилась ли ситуация, или ухудшилась? Какова динамика?

Е.П.: Между 2005-м и 2006-м, по большому счету, никакой динамики нет. Мы не сравниваем места стран в индексе, потому что каждый год мы исключаем некоторое количество стран: если у нас есть источники по каким-то новым странам – мы их добавляем, если нет источников по каким-то странам, которые раньше были в индексе, – мы их исключаем. Так что места мы не сравниваем, а сравниваем, собственно, показания индекса. В прошлом году показание индекса по России было 2,4 балла, в этом году – 2,5 балла. С учетом 10-балльной шкалы говорить о том, что произошло некое улучшение на 0,1 балла, я думаю, преждевременно. Скорее мы говорим о том, что ситуация осталась неизменной.

И.П.: Скажите, пожалуйста, а какой наибольший балл набрали страны – например, страна, которая стоит первая в списке, в которой хорошая ситуация с коррупцией?

Е.П.: Там у нас вверху списка находятся Финляндия и Новая Зеландия – они набрали по 9,6 балла.

И.П.: Какую задачу ставит перед собой Transparency International, публикуя эти отчеты? И как вам кажется, будет ли какая-то реакция в России на результаты, опубликованные в этом году?

Е.П.: Задачу мы ставим одну, и задумывался отчет в свое время как некий инструмент, который будет привлекать внимание к проблеме коррупции как в самих странах, так и среди международного сообщества, среди тех международных организаций, которые занимаются помощью в первую очередь наименее развитым странам. Потому что, как мы говорим в этом году в нашем пресс-релизе, больнее всего коррупция ударяет по наименее развитым странам, плодя нищету, по большому счету. От коррупции во всех странах мира страдают, как правило, наименее защищенные граждане, наименее образованные слои населения и люди, которые наименее защищены. Поэтому наша задача – привлечь к проблеме внимание и побудить страны принимать какие-то меры более адекватного характера. Под более адекватным я понимаю действенные меры, которые связаны как с предупреждением коррупции, так и с расследованием конкретных случаев коррупции.

Что касается России, я ожидаю, что что-то будет предпринято в любом случае, потому что, с одной стороны, мы входим достаточно активно в политический сезон, который завершится в будущем году выборами: как правило, на фоне этого предвыборного сезона предпринимается довольно много антикоррупционных действий. Второй аргумент, на основании которого я думаю, что что-нибудь будет предприниматься, заключается в том, что прокуратура Российской Федерации провела свое собственное исследование, и факты совершенно неутешительные: согласно данным Генеральной прокуратуры, объем коррупционного рынка в России составляет ежегодно до 240 млрд долларов, что сопоставимо с национальным бюджетом.

Таким образом, как вы видите, серьезность проблемы косвенно подтверждается данными, которые исходят от властей.

И.П.: Большое спасибо за интервью.

XS
SM
MD
LG