Линки доступности

Доктор Баиев: «Последствия войны хуже, чем сама война»


По мере того, как вооруженный конфликт в Чечне постепенно сходит на нет, сотрудники благотворительных организаций, работающих на Северном Кавказе, получают возможность оценить огромный ущерб, нанесенный войной инфраструктуре региона, и, в частности, системе здравоохранения. Наглядной иллюстрацией острого кризиса в этой сфере служит развернутая в Международном центре развития толерантности в Нью-Йорке выставка фотографий, сделанных в Чечне западными и российскими фотокорреспондентами.

Впрочем, участники круглого стола на тему «Кризис здравоохранения в Чечне» в подобных напоминаниях не нуждаются. Все они в разное время работали там в рамках той или иной благотворительной программы. Как сказал директор американской организации «Врачи за права человека» Ленард Рубинстайн, он никогда не сможет забыть увиденное в Чечне. Факты он собрал в докладе под названием «Бесконечная жестокость» и выразил сожаление, что нарушения прав человека в Чечне не расследуются. Г-н Рубинстайн посетовал, что о ситуации в республике все реже пишет как американская, так и в российская пресса.

В работе форума принял участие чеченский врач Хасан Баиев. Хирург по профессии, во время конфликта он оказывал медицинскую помощь всем нуждающимся, включая российских солдат и чеченских боевиков, и в результате навлек на себя гнев и тех, и других. В 2000 году он переехал в США, где опубликовал книгу воспоминаний «Клятва».


«Единственное мое преступление – это то, что я в этих страшных условиях спасал жизнь детям, женщинам, старикам. Может быть, вся моя трагедия в том, что я был свидетелем страшных вещей в Чечне. Поэтому, наверное, я кого-то не устраиваю. Но, в принципе, я выполнял свой долг, долг врача и клятву Гиппократа».

В Бостоне доктор Баиев возглавил Международный комитет помощи детям Чечни и минувшим летом впервые за 6 лет побывал на родине, невзирая на опасения за свою жизнь. Он рассказал: «Я на месте решил многие вопросы и привез целый ряд проектов помощи детям. Это и психиатрическая больница, и интернат для глухонемых. Сейчас мы занимаемся детьми, которые потеряли зрение, а таких в Чечне тысячи. У них нет абсолютно ничего – ни школы, ни помощи».

Как отметили участники круглого стола, все население Чечни переживает сейчас синдром посттравматического стресса. Те, кто выжил, живут в условиях медицинской и экологической катастрофы, говорит доктор Баиев. Города лежат в руинах, много земли отравлено дефолиантами, дети заболевают лейкемией, у матерей нет грудного молока, молодые люди совершают самоубийства или умирают от сердечных приступов. Особую тревогу вызывает подрастающее поколение - чеченские дети, которые либо родились, либо росли в условиях военного времени.

«Они нуждаются в реабилитации. Поэтому нужно обратить на них внимание и сделать все возможное, чтобы вернуть их к мирной, нормальной жизни», - подчеркивает д-р Баиев.

Бри Акессон в прошлом году она изучала ситуацию в Чечне и Ингушетии по поручению Международного комитета спасения. Сейчас она работает над программами оказания действенной помощи детям в послевоенных условиях:

"Детям необходима атмосфера стабильности и безопасности, что сейчас непросто сделать, так как многие из них по-прежнему живут в лагерях беженцев или с дальними родственниками. Им необходимо регулярно ходить в школу, у них должны быть безопасные площадки для игр".

По словам Бри Акессон, в России достаточно квалифицированных психологов, и Международный комитет спасения привлекает их к участию в своих программах на Северном Кавказе. Участники форума были единодушны в необходимости более тесного сотрудничества международных благотворительных организаций с местными, которые гораздо лучше понимают нужды населения. Одним из главных препятствий этому и серьезнейшей проблемой вообще, участники круглого стола считают коррупцию.

Хасан Баиев называет Чечню «Бермудским треугольником, в котором исчезают деньги». Впрочем, во время последней поездки на родину он увидел и некоторые положительные результаты: «Ведутся восстановительные работы в Грозном, отремонтированы проспекты, построены новые здания. и так далее. То, что хотя бы центр Грозного восстановили, бесконечно радует людей».

В целом же, по словам доктора Баиева, последствия войны для населения зачастую хуже, чем сама война, ибо на восстановление физической инфраструктуры и психического здоровья населения потребуются многие годы.

XS
SM
MD
LG