Линки доступности

Семинар в IFES к предстоящим выборам в Таджикистане


В понедельник в Таджикистане пройдут президентские выборы. Хотя многие эксперты считают, что результаты выборов предопределены, обсуждение предвыборной ситуации в Таджикистане продолжается. В Международном фонде избирательных систем (IFES) в Вашингтоне прошел семинар «Третьи президентские выборы в Таджикистане после принятия независимости: тенденции, проблемы и перспективы».

Таджикистан – единственная страна, в которой после распада СССР разразилась гражданская война. Несмотря на это, страна достигла значительных успехов.

Посол Таджикистана в США Хамрохон Зарипов, выступая на семинаре, отметил, что если на предыдущих выборах не существовало политических партий, то сейчас есть альтернативные партии и кандидаты. Посол также подчеркнул, что Таджикистан остается единственной страной в СНГ, где существует исламская партия, активно участвующая в политической жизни страны. Среди партий, выдвинувших кандидатов в президенты, он перечислил пять, указав, что некоторые из них, например, Социал-демократическая, бойкотируют выборы, а Партия исламского возрождения не выдвинула собственного и не поддерживает чьего-либо кандидата.

Из Лондона по спутниковой связи в дискуссии приняла участие сотрудница Сассекского университета Колетт Харрис. Она указала на серьезные социальные проблемы Таджикистана в различных областях – от образования и здравоохранения до положения этнических меньшинств.

Сотрудник Джорджтаунского университета Шон Робертс, специалист по Центральной Азии, считает, что Таджикистан не готов к серьезным демократическим преобразованиям и что в целом среди населения наблюдаются очень низкие ожидания, пассивность и игнорирование предвыборной кампании.

Противниками президента Эмомали Рахмонова являются четыре малоизвестных политика, которые никогда публично его не критиковали. Они принадлежат к партиям, поддерживающим политику Рахмонова.

«Если Казахстан и Кыргызстан приняли демократический путь развития, а Узбекистан и Туркменистан двигаются в противоположном от демократии направлении, – сказал Шон Робертс, – то Таджикистану еще предстоит определить, куда он движется. Поэтому предстоящие выборы являются критическим моментом для государства».

В чем же причина пассивности политических партий Таджикистана? «Я думаю, здесь две причины, – полагает Робертс. – Во-первых, в существующей ситуации очень низка вероятность того, что они смогут конкурировать с Народной демократической партией. Во-вторых, я думаю, они понимают, что если будут участвовать в выборах и выдвигать какие-то контраргументы против кампании Рахмонова, то это может вызвать негативную реакцию и угрожать их будущему».

Во время дискуссии посол Зарипов высказал мнение, что в Америке недопонимают происходящие в Таджикистане процессы.

Энтони Бауэр, менеджер центрально-азиатских программ в Международном Фонде избирательных систем, считает, что и таджикам, со своей стороны, не всегда понятна та политика, которую США проводят в их регионе: «Люди сомневаются в том, какие планы у Соединенных Штатов Америки, действительно ли США хотят помогать людям в Центральной Азии, а не только самим себе».

Мнения о том, существует ли опасность того, что Таджикистан вновь окажется вовлеченным в гражданскую войну, разделились.

«Я не думаю, что существует реальная опасность очередной гражданской войны в ближайшее время, – сказал Шон Робертс. – Таджикский народ очень сильно пострадал в период гражданской войны, и это также объясняет политическую пассивность населения. Люди опасаются предъявлять какие-либо требования оппозиционного характера нынешнему правительству. Надеемся, что в будущем правительство будет более открытым и не допустит репрессий за выражение политического недовольства».

XS
SM
MD
LG