Линки доступности

Новости Голливуда: «Дежа вю»


Если в титрах фильма значится Джерри Брукхаймер в качестве продюсера, то можете быть уверены, что вы получите развлечение на все деньги. А если добавить, что режиссером картины является Тони Скотт, то удовольствие удваивается, особенно для тех, кто любит не только крепкий сюжет, опасные трюки, но и искусство кинематографа как такового – интересные визуальные решения, оригинальное движение камеры, острый монтаж.

Все это присутствует в картине «Дежа вю» (Déjà Vu), третьей совместной работе Брукхаймера и Скотта после «Лучшего стрелка» и «Багрового прилива». В последнем одну из двух главных ролей играл ныне дважды лауреат «Оскара» Дензел Вашингтон. Он же исполняет главную роль в «Дежа вю». И это еще одна находка фильма.

Вашингтон настолько правдоподобен в самых неправдоподобных ситуациях, что его совершенно натуральное присутствие почти в каждой сцене позволяет нам в нужный для авторов момент (сценарий Билла Марсилии и Терри Россио) поверить даже в то, что герой Вашингтона совершает путешествие во времени – для того, чтобы предотвратить ужасный террористический акт, который мы видим в самом начале.

С присущим фильмам продюсера Брукхаймера размахом неизвестными террористами (или террористом) взорван паром в Новом Орлеане, на котором находились сотни американских военных моряков и их семьи, в том числе и много маленьких детей. Число жертв превышает пять сотен.

На место происшествия прибывает агент Бюро по контролю над алкоголем, табаком и огнестрельным оружием (ATF) Даг Карлин (Вашингтон). Несмотря на ужас происшедшего, федеральный агент Карлин внешне удивительно спокоен, поскольку протокол расследования требует от него полного отключения эмоций для того, чтобы сосредоточиться на поиске возможных вещественных и прочих доказательств.

Карлин, обследуя мост, под которым произошел взрыв, и дельту Миссисипи ниже места взрыва парома, быстро обнаруживает свидетельства того, что взрыв – акт терроризма, а не техногенная катастрофа. Одной из самых трагических находок является вынесенное на берег тело темнокожей прелестной девушки. Даг сравнительно быстро устанавливает, что она – не жертва взрыва, за которую ее пытались выдать, а жертва убийства, предваренного пытками. Явно просматривается связь между двумя преступлениями.

Нарушая протокол, Даг проникает в опечатанную квартиру Клэр Кучевер (так зовут убитую), чтобы узнать о ней больше. Но странное дело: у него возникает ощущение, что он уже здесь был, что он все это видел, то есть происходит явление, именуемое «дежа вю», знакомое многим людям и не имеющее строгого научного объяснения.

Почти с самого начала к следствию подключается ФБР в лице агента Призварры (Вэл Килмер). Под его началом работает передвижная лаборатория высокой технологии, которая специализируется на электронном наблюдении со спутников Земли. То, что мы видим на экране, нужно... видеть. Может быть, с некоторыми художественными передержками, допустимыми в мире фантазии, каковым является кино, нам представляют технологию, которая позволяет довести слежение за объектами и людьми до невероятного уровня. Тони Скотт так снимает эти компьютерные симуляции, воспроизводящие поведение людей у себя дома в трехмерном пространстве, что становится немного не по себе. Если у правительства есть средства слежения, хотя бы приближенные к тому, что мы видим в фильме, то нужно молить Бога, чтобы они были использованы против терроризма и преступности, а не в иных целях.

Картина ничего не проповедует – она не политический триллер, а триллер в стиле экшен, но все же, но все же...

Если техника слежения подана в фильме на грани реальности, и не составляет особого труда поверить в возможность такого подглядывания за человеком – добрые у него намерения или злые, то сюжетный поворот с путешествием во времени требует дополнительного suspension of disbelief, то есть способности поверить в невозможное. Но сила кинематографа в том и состоит, что на экране невозможное становится возможным.

Одним из достоинств этого фильма, и Дензела Вашингтона в особенности, является то, что когда его герой попадает в предлагаемые авторами обстоятельства, эти обстоятельства благодаря тотальному реализму созданного актером образа не только не кажутся заимствованными из научной фантастики, но и выглядят как просто следующая, очень близкая фаза технического прогресса. Вашингтон в рамках концепции режиссера Тони Скотта как бы представляет нас, неискушенных в технологии зрителей, в дискуссиях с ученой братией фильма во главе с молодым доктором этих заумных наук Денни (Адам Голдберг).

Но в итоге, несмотря на все витиеватые теории о путешествии во времени, мы «подписываемся» не на них, а на самоотверженное и смелое решение Дага-Вашингтона отправиться не просто в путешествие во времени, но в очень опасное, из которого можно не возвратиться. Мы быстро забываем о том, прошлое это или настоящее, потому что перед нами самый настоящий герой из плоти и крови. За которого мы болеем всей душой и хотим, чтобы он победил злодея. Каковым в этом фильме является Кэррол Орстадт (Джим Кавизел).

Актер, недавно убедительно сыгравший Иисуса Христа в «Страстях Христовых», здесь демонстрирует свой диапазон, создавая второстепенный, но важный образ «домашнего» террориста типа Тимоти Маквея, взорвавшего общественное здание в Оклахоме. Честно говоря, мне на минуту подумалось, что правильнее было бы сделать террориста международным, что более актуально, но оставим суждение о политкорректности или отсутствии таковой другим, более политизированным аналитикам. Так, как в картине показано противостояние агента и террориста, вполне работает на данный фильм и держит зрителя в достаточном напряжении.

Когда говорят о том, что зритель скоро перестанет ходить в кинотеатры, забывают о том, что такое зрелище, умело сочетающее реализм с фантастикой при прекрасной актерской игре, алкающей самого крупного плана, не заменит никакой монитор компьютера, и тем более экранчик мобильного телефона.

XS
SM
MD
LG