Линки доступности

Обзор печати от 24 октября 2006 г.


Холодное гостеприимство. Визиту в Москву государственного секретаря США Кондолизы Райс посвятили материалы несколько американских изданий, в том числе «Вашингтон таймс» и «Уолл-стрит джорнэл». Оба издания отмечают, что в российской столице ей был оказан прохладный прием, и делают акцент на том, что Райс не встретила понимания у российских руководителей в вопросе о санкциях против Ирана.

Государственный секретарь прибыла в Москву после кратковременного визита в Китай, где главным предметом ее дискуссий бы вопрос о мерах против Северной Кореи в связи с проведенными ею недавно ядерными испытаниями. Как известно, Совет Безопасности ООН единодушно проголосовал за введение санкций против режима северокорейского лидера Ким Чен Ира. Г-жа Райс надеялась, что вслед за санкциями против Пхеньяна, которые Россия поддержала, ей удастся убедить президента Путина в необходимости аналогичных мер и в отношении Тегерана, продолжающего форсировать работы по обогащению урана. Однако в этом вопросе коса нашла на камень.

«Кругосветный вояж госсекретаря закончился в Москве на минорной ноте», – констатирует «Уолл-стрит джорнэл». «Еще до прибытия Кондолизы Райс в Москву российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Москва не допустит использования Совета Безопасности ООН как орудия наказания Ирана», – напоминает «Вашингтон таймс».

Оба издания информируют своих читателей о том, что, несмотря на плотный график визитов в российской столице, Кондолиза Райс выкроила время для встречи с сыном убитой седьмого октября журналистки Анны Политковской и членами редколлегии «Новой газеты». Эта встреча, по мнению «Вашингтон таймс», была «своего рода афронтом президенту Путину. Она послужила напоминанием российскому президенту о углубляющихся расхождениях между Россией и США в связи с отступлением российского общества от демократических завоеваний в период правления Путина».

«Уолл-стрит джорнэл» приводит высказывание американского государственного секретаря в беседе с журналистами на борту самолета перед прибытием в Москву по поводу российских средств массовой информации, в частности, российского телевидения. «К сожалению, – подчеркнула Кондолиза Райс, – от независимого телевидения в России мало что осталось».

Эхо венгерских событий. Американские СМИ широко отмечают пятидесятую годовщину венгерских событий. В октябре 1956 года в Будапеште вспыхнуло антикоммунистическое восстание, свергнувшее режим советского ставленника Матиаса Ракоши. На подавление восстания были брошены советские танки. В связи с этой памятной датой нью-йоркская газета «Сан» опубликовала статью сотрудника правозащитной организации Freedom House Арча Паддингтона. Автор рассматривает нынешнюю ситуацию в России на фоне венгерских событий пятидесятилетней давности.

«В период распада СССР, – пишет автор, – один из моих венгерских друзей, переживших многие катаклизмы XX века, в том числе и венгерскую революцию 1956 года, предсказывал, что «коммунизм рано или поздно вернется, но на сей раз без глупостей». Из чего можно заключить, что он весьма скептично относится к предсказаниям мирной демократической эпохи, особенно в России».

«В самой Венгрии все обошлось более или менее благополучно. В России, к сожалению, совсем другая история, – продолжает автор. – Президент Путин очень многое почерпнул из прежней советской системы и построил нечто сильно напоминающее авторитарную модель управления. Он отказался от многих «глупостей», о которых говорил мой венгерский друг, – государственной экономики, колхозной системы, атеизма и так далее. Однако он подлатал и осовременил ленинские постулаты, предписывающие укрепление контроля за органами власти и стратегическими отраслями экономики».

Далее автор касается ситуации в области российских СМИ и комментирует реакцию российского президента на убийство российской журналистки Анны Политковской: «Путин выразил сожаление по поводу того, что это преступление отрицательно отразится на международном имидже России, и высказал предположение, что в нем, возможно, замешаны некие внешние силы, стремящиеся очернить ее репутацию. А затем с леденящим кровь равнодушием заявил, что степень влияния статей Политковской на российское общественное мнение была незначительной. Он даже не счел нужным выразить соболезнование семье убитой журналистки и подтвердить свою приверженность принципам свободной прессы».

«Мало кто верит, что российские власти будут прилагать серьезные усилия для розыска убийц Политковской, – говорится далее в статье. – Никто особенно и не ожидает, что все факты станут известными. В этом смысле путинская Россия больше всего напоминает Советский Союз времена Леонида Брежнева. В СССР, конечно, никто и не ждал от властей открытости и даже правдоподобия. То, что современная Россия является во многих отношениях открытой страной, делает отсутствие политической прозрачности еще более вредоносным. Тот факт, что российское руководство старается уничтожить демократию в своей стране пятьдесят лет спустя после подавления венгерского порыва к свободе, является отрезвляющим напоминанием о тех препонах, которые стоят на пути защитников свободы сегодня, пятнадцать лет спустя после окончания "холодной войны"», – пишет Арч Паддингтон, подводя итог своим размышлениям в нью-йоркской газете «Сан».

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG