Линки доступности

«Неплохо бы вспомнить об инициативе Горбачева – Рейгана»


Вопросы нераспространения ядерного оружия весьма актуальны сегодня. Мир становится свидетелем того, что расширяется круг стран, обладающим ядерным оружием. Ядерное испытание в Северной Корее, ядерные амбиции Ирана – очередные доказательства этому. Своими мыслями по этому поводу в интервью Русской службе «Голоса Америки» поделился академик Роальд Сагдеев, физик, профессор Мэрилендского университета.

Наджия Бадыкова: Профессор Сагдеев, почему мир оказался в ситуации, когда растет число стран, желающих иметь ядерное оружие? Не упустило ли человечество возможность остановить гонку ядерного оружия?

Роальд Сагдеев: Есть много причин этому. Казалось бы, всеобъемлющий, важный Договор о нераспространении ядерного оружия и ядерных технологий, который подписало подавляющее большинство стран ООН, призывает к тому, чтобы неядерные державы не стремили получить ядерное оружие, а ядерные державы старались бы уменьшить свой ядерный потенциал и в конце концов свели его к нулю. Но вот сегодня, к сожалению, ядерные державы не смогли наглядно продемонстрировать эту тенденцию к уменьшению.

Мне вспоминается инициатива, которая была в свое время была независимо предложена Горбачевым и Рейганом, и они обсуждали между собой этот вопрос. Оба мечтали о том, чтобы мир в конце концов полностью избавился от ядерного оружия. И хотелось бы, чтобы нынешние политические лидеры все-таки вспомнили об этой инициативе.

Н.Б.: Центральная Азия окружена ядерными странами или странами, которые могут очень скоро стать обладателями ядерного оружия. Казахстан в свое время отказался от своего ядерного оружия. Президент Назарбаев во время своего недавнего визита в США сказал, что определенные силы пытались его убедить не отказываться от ядерного оружия и стать первой мусульманской ядерной страной в Центральной Азии. В этом контексте как вы прокомментируете ядерную инициативу Казахстана?

Р.С.: Я думаю, что руководство и народ Казахстана и лично президент Назарбаев проявили настоящую политическую мудрость. Отказавшись от ядерного оружия, которое Казахстан унаследовало от СССР (значительная часть ядерного арсенала которого была размещена на ракетах на территории Казахстана), Казахстан вступил в новую безъядерную эру. И несмотря на то, что многие его соседи обладают ядерным оружием, – и Китай, и Пакистан, и Россия, – в конце концов я думаю, что это был правильный выбор. В тоже время это дает замечательный пример многим странам, играющим в ядерные амбиции.

Н.Б.: Сейчас много говорят о терроризме. Существует ли опасность ядерного терроризма?

Р.С.: В принципе сегодня сделать примитивную ядерную бомбу не так-то и уж сложно, если иметь доступ в делящимся ядерным материалам. И в этом отношении то, что происходит в Северной Корее, действительно заставляет нас всех задуматься всерьез. Северная Корея в течении многих лет продавала на международном рынке ракеты, она получила доступ к технологии обогащения урана из рук небезызвестного пакистанского ядерщика доктора Хана. И если Северная Корея попытается экспортировать тем или иным путем ядерные материалы и технологии в наиболее опасные точки, так, чтобы они попали в руки террористов типа «Аль-Кайды», тогда действительно мир станет пред очень сложной проблемой.

Н.Б.: Вы занимаетесь проблемами управляемого термоядерного синтеза. По сути это путь к созданию управляемой ядерной бомбы. Если физики решат эту проблему, не будет ли это новым толчком к очередной гонке ядерного вооружения?

Р.С.: Вот как раз тот реактор, который должен осуществить управляемую термоядерную реакцию, – это шаг от бомбы к мирному его применению. Водородная бомба уже сделала свое – джин уже выпущен из бутылки. А вот такой реактор мог бы быть более надежным и безопасным, чем ядерные реакторы, такие, скажем, как чернобыльский. Кроме того, в таких реакторах не нарабатывалось бы опасное топливо, которое кто-то мог бы использовать для создания ядерной бомбы.

Н.Б.: Спасибо большое.

XS
SM
MD
LG