Линки доступности

«Убийство Политковской – это отзвук чеченской войны»


Председатель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов вышел из состава Совета при президенте РФ по правам человека и развитию институтов гражданского общества. Это решение, как объяснил он сам, вызвано его разногласиями с президентом Путиным по поводу убийства журналистки Анны Политковской. Олег Петрович согласился ответить на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Елена Михайлова: В письме на имя председателя Совета по правам человека Эллы Памфиловой вы написали, что ваше мнение относительно того, что может принести пользу России, коренным образом отличается от мнения президента Путина. Что вы конкретно имели в виду?

Олег Орлов: Я имел в виду слова президента, который сказал буквально следующее: «Это убийство нанесло больший вред России (правда, он потом поправился и сказал «действующей власти», но все-таки он вначале сказал «России»), чем сами публикации Политковской». С моей точки зрения все публикации Анны Политковской были честной критикой и честным изложением страшных фактов. И такие публикации могут принести только пользу России – впрочем, как и власти, если это честная, ответственная перед своим народом власть. Поэтому наши с президентом взгляды на пользу для России (и для власти тоже), видимо, коренным образом различаются.

Е.М.: Есть ли какая-нибудь реакция на ваше заявление об уходе?

О.О.: Да нет. А какая может быть реакция? Я направил письмо Элле Александровне [Памфиловой] (в котором я, кстати, должен сказать, выразил лично ей свое большое уважение, так же как и тем коллегам по правозащитному движению, которые остаются членами Совета, – я надеюсь, что останемся все добрыми коллегами) и попросил меня больше не считать членом Совета. Никакой особенной реакции я не ожидаю.

Е.М.: Олег Петрович, как вы считаете, кто стоит за убийством Анны Политковской?

О.О.: Вы знаете, в Чечне действуют эскадроны смерти, то есть преступные сообщества внутри силовых ведомств Российской Федерации. Они занимаются похищениями людей, убийствами, пытками, содержанием незаконных тюрем. Естественно, эти эскадроны смерти не могут рано или поздно распространиться на Россию. Если эфэсбэшники, или военные, или милиционеры там свое сделали и возвращаются в регионы России, – они что, изменят здесь образ своего действия? Нет. Я думаю, это отзвук чеченской войны.

XS
SM
MD
LG