Администрация президента Буша продолжает политику продвижения демократии на Ближнем Востоке. По словам главы Белого Дома, его радует растущее число демократических структур в этом регионе, включая Ирак, Ливан и другие арабские государства, граждане которых стали играть более заметную роль в местных органах управления. Президент выразил уверенность в том, что демократия и ислам совместимы друг с другом:
«Всем должно быть ясно, что ислам - религия, которую исповедует пятая часть человечества, - вписывается в демократическое правление. Мы видим, что демократические процессы происходят во многих мусульманских странах».
Действительно народы ряда арабских стран начали понимать, что военные диктатуры и авторитарные режимы ведут их в тупик. Опросы выявляют среди арабов широкую поддержку плюрализма, власти закона и свободы слова. Но очевидно и другое: на недавних выборах в арабских странах чаще одерживали верх кандидаты исламистских группировок, политика и идеология которых противоречит принципам плюралистического демократического общества. Победы «Хезболлы» в Ливане и ХАМАСа в Палестинской автономии вызвали в странах Запада опасения, что арабские демократические структуры будут ослаблены группировками, реальная цель которых состоит в установлении не власти закона, а авторитарной диктатуры.
Недавно в вашингтонском Центре по изучению ислама и демократии (CSID) состоялся семинар на тему: «Могут ли нарождающиеся арабские демократии включать исламистские движения, и при этом продолжать оставаться демократиями?» Открывая прения, президент Центра Радван Масмуди сказал:
«Арабский мир можно сравнить с порочным кругом, в котором исламские движения стремятся сохранить статус-кво для оправдания отсутствия демократии. Но я считаю, что дело в обратном - отсутствие демократии укрепляет исламистские движении, в результате чего радикальные группировки начинают казаться единственной альтернативой правящему режиму. США всегда поддерживали идею об участии в выборах всех граждан. Однако нельзя не видеть того, что исламские движения, придя к власти законным путем, отменят всякие выборы.».
Нил Хикс, директор международных программ базирующейся в Нью-Йорке правозащитной юридической организации Нuman Rights First, указывает, что некоторые исламистские движения весьма напоминают деспотические режимы ряда стран Ближнего Востока:
«Правительства, пришедшие к власти демократическим путем, должны соблюдать демократические нормы и придерживаться международных стандартов, в частности, уважать права человека. На Ближнем Востоке в политическом процессе наряду с демократическими организациями участвуют и вооруженные группировки. Это неприемлемо, поскольку извращает характер политической борьбы, в ходе которой политические партии добиваются своих целей исключительно мирным путем».
По словам Хикса, в процессе продвижения демократии на Ближнем Востоке, США должны добиться от правительств этого региона соблюдения прав человека и предоставления гражданам основных свобод. Хикс считает, что Вашингтону следует предлагать определенные льготы правительствам, проводящим серьезные реформы и поощрять лидеров исламистских движений передавать власть мирным путём.
Однако, по мнению сотрудника Фонда Карнеги за международный мир Амра Хамзави, демократиям на Ближнем Востоке больше угрожают не исламистские движения, а правящие элиты, не желающие лишаться власти:
«Главным препятствием на пути демократизации Ближнего Востока являются не столько исламистские движения, независимо от их программ, сколько авторитарные элиты, сосредоточившие в своих руках огромную власть. Именно они делают все возможное, чтобы помешать демократизации и любым существенным политическим реформам. Для этого они используют три компонента: монополию на государственные институты, возможность направлять силы безопасности на подавление оппозиции и удушение ростков демократической культуры».
Харзави считает, что если исламисты смогут доказать свою готовность принять требования демократического политического процесса и соблюдать основные права человека, их участие в свободных выборах можно будет только приветствовать.
Но возможно ли установление демократии на Ближнем Востоке без участия исламистов? Нил Хикс сомневается в этом: «В арабском мире исламисты являются мощным политическим движением, и если продвигать демократию в этом регионе, их необходимо включить в правительственные структуры».
Такую точку зрения поддерживает и Амр Хамзави, который считает, что в основу демократических движений в арабском мире должны быть положены принципы политической гласности и плюрализма, способные изменить приверженность исламистских группировок к авторитарному мышлению, и склонить хотя бы некоторых из них к принятию демократии.