Линки доступности

А была ли революция в Кыргызстане? Мнения экспертов


В начале октября произошли серьезные перестановки в силовых ведомствах Кыргызстана. Оппозиция объявила о намерении начать 2 ноября бессрочный митинг, если правительство не предпримет решительных мер по конституционной реформе и обузданию коррупции.

Вице-спикер парламента Кыргызстана был избит возле собственного дома. Одиннадцатого октября в ходе заседания комитета по обороне, безопасности, правопорядку и информационной политике киргизский парламент принял решение поднять вопрос о недоверии генеральному прокурору. В тот же день прошел митинг в поддержку свободы слова. Митингующие держали плакаты с лозунгами «Реформа или отставка».

В том, что происходит в Кыргызстане, разобраться достаточно сложно. Одни эксперты считают, что в стране полный хаос, другие называют положение «стабильной нестабильностью», третьи полагают, что происходит продолжение революции.

Выступая на совещании ОБСЕ по человеческому измерению по текущей ситуации в Кыргызстане, Эдил Байсалов, лидер Коалиции за демократию и гражданское общество, член комиссии по правам человека при президенте Кыргызстана, отметил, что «после 24 марта, объявленного Днем Народной Революции, власти ничего не делают для выполнения народных требований: они быстро погрязли в коррупции, лжи и махинациях».

Бывший министр иностранных дел Кыргызстана Роза Отунбаева, одна из лидеров мартовской революции, сказала, что правление президента Бакиева – это четвертый срок правления Аскара Акаева, поскольку за это время ничего не изменилось.

«Это сложный процесс. Внешне он выглядит как хаос, как перераспределение экономических богатств. Но на самом деле мы видим глубинные процессы, которые там происходят, – говорит приглашенный научный сотрудник университета Джонса Хопкинса Анара Табышалиева. – Люди не приемлют того, что там происходит сегодня… Они хотят продолжения революции. Я считаю, что у правительства Бакиева есть только два выхода: либо начинать переговоры с оппозицией и выполнять те обещания, которые он дал перед президентскими выборами, либо уйти со своего поста. Это становится все яснее с каждым днем».

Многие эксперты задаются вопросом: а была ли революция в Кыргызстане? Мнения американских и киргизских экспертов по этому вопросу не совпадают. Анара Табышалиева считает, что революция произошла, но ожидания людей не сбылись, и поэтому люди хотят продолжения революции. В тоже время Зейно Баран, директор евразийской программы в Гудзоновском институте (Вашингтон), придерживается другого мнения.

«Я думаю, – сказала Зейно Баран в своем интервью «Голосу Америки», – что многие в США так и не поняли, что произошло в Кыргызстане во время так называемой «революции». На самом деле там не произошла реальная революция, как это было, например, в Грузии. Просто другие группы людей, другие группы интересов пришли к власти. И конечно, они не взяли на себя никаких обязательств, типа проведения демократических реформ, какие, например, хотели бы видеть в Вашингтоне».

Многие эксперты усматривают определенную связь между процессами внутри Кыргызстана и отношениями этой страны с Россией. Москва после провала своей политики на Кавказе усиливает свое присутствие в Центральной Азии во всех сферах, включая средства массовой информации, считает Анара Табышалиева: «Меня немного тревожит усиление некоторых негативных сил в России. Россия разная, там есть как негативные, так и положительные силы. Вот эти негативные силы усилили свое присутствие в Кыргызстане. Они пытаются быть вовлеченными в политику Кыргызстана, они пытаются манипулировать нашими политиками. Я думаю, что наши политики должны четко видеть это и не должны быть объектом манипуляции российской прессы».

«Живя в Америке, я была потрясена тем, насколько негативно можно преподносить самые безобидные факты и так негативно комментировать любое движение американской политики, – говорит Анара Табышалиева. – Проблема в том, что Кыргызстан очень сильно вовлечен в русское коммуникационное пространство и находится под сильным влияние антизападной идеологии, которую мы можем слышать и видеть в средствах массовой информации».

Подводя итог, Анара Табышалиева указывает, что, несмотря на многочисленные негативные процессы, в Кыргызстане тем не менее есть и положительные моменты. Если при Акаеве проводилась «политика выжженной земли», было мало лидеров, народ был запуган, то сейчас люди стали смелее, появилась плеяда молодых лидеров, роль парламента стала позитивной, прогрессивные силы объединяются. И что самое важное – стал возможен диалог властей и оппозиции.

XS
SM
MD
LG