Линки доступности

Обзор печати от 10 октября 2006 г.


Враги Анны Политковской. Убийство журналистки Анны Политковской глубоко потрясло не только ее российских, но и американских коллег. Обозреватели рассматривают это убийство в общем контексте российских реалий и направления политического развития России. «Анна Политковская была живым доказательством тому, что нет ничего сильнее печатного слова, – пишет в газете «Вашингтон пост» известная американская журналистка Энн Эпплбаум. – Она продолжала рассказывать душераздирающие истории о войне в Чечне, когда весь остальной журналистский мир давно позабыл о ней. Но Политковская не забыла: ни о полковнике российской армии, который вывел из развалин Грозного 89 стариков, но не получил за это ни одной награды, ни о чеченском школьнике, искалеченном пытками, но не получившем компенсации. В то же время она так же нетерпимо относилась и к фанатикам в среде движения за независимость Чечни».

Автор напоминает, что Политковская – всемирно признанный и уважаемый журналист, получившая множество международных наград, в своей стране подвергалась аресту и постоянным угрозам. Однажды ее даже пытались отравить. Единственный раз власти признали ее статус, когда чеченские повстанцы штурмом взяли театр в Москве. Ее вызвали, чтобы помочь договориться об освобождении заложников. «Тогда она не смогла сохранить их жизни – а теперь потеряла и свою», – пишет Энн Эпплбаум.

Политковская – не первый российский журналист, погибший при подозрительных обстоятельствах. Однако автор статьи считает, что ее убийство являет собой некую поворотную точку: в отличие от других случаев, преступники не сделали никакой попытки замаскировать свое преступление под грабеж или несчастный случай. «Кроме того, – пишет Эпплбаум, – ее смерть не может быть приписана ни властям далеких областей, ни криминальной мафии: ведь у местных бизнесменов не было причин ее убивать. А вот у военных чиновников, у полиции и даже у Кремля – были».

Автор статьи считает, что независимо от того, предстанут преступники перед судом или нет (сама она убеждена, что этого никогда не произойдет), кто бы ни нажал курок, – или кто бы кому ни заплатил, чтобы тот нажал курок, – он уже добился очень важного для себя результата. «Как показывает история России (и вообще Восточной Европы), – пишет она, – чтобы запугать весь народ, совсем не обязательно убивать миллионы людей. Обычно хватает нескольких смертей – в нужном месте и в нужное время».

Уже через несколько часов после того, как об убийстве Политковской стало известно, Энн Эпплбаум получила от одного из своих друзей по электронной почте нервное письмо со ссылкой на один российский интернет-сайт, на котором вывешены фотографии так называемых «врагов народа» – в том числе широко известных, российских журналистов и правозащитников. При каждой фотографии – дата рождения и пробел, специально оставленный так, будто вскоре в нем появится дата смерти.

«У Анны Политковской были свои противники, время от времени утверждавшие, что она писала «о тьме ради тьмы» и в каждой теме видела знаки, предвещающие какую-нибудь катастрофу, – отмечает Энн Эпплбаум в заключение своей статьи в «Вашингтон пост». – Однако мне трудно писать о ее убийстве в ином тоне, нежели в том, который столь часто фигурировал в ее материалах. Потому что тема ее смерти уж очень сильно напоминает все то, о чем она писала она сама».

Вертикаль власти осыпается. «Этот жестокий эпизод нельзя понимать в отрыве от недавних событий в России», – пишет, комментируя убийство Политковской, Гарри Каспаров в газете «Уолл-стрит джорнэл». Он считает, что власть имущие видят надвигающийся кризис, видят, что кремлевская вертикаль власти начинает осыпаться, и прекрасно понимают, что это им сулит.

Каспаров отмечает, что структура власти, созданная президентом Путиным, оказалась очень выгодна для его друзей и сторонников. «Бизнес и политика объединились в общем стремлении до конца обескровить Россию, – пишет он. – Однако сейчас Путин и его союзники сталкиваются с дилеммой. Его президентский срок заканчивается в 2008 году, и над эффективным механизмом нависла угроза разрушения. Что лучше Путину – остаться или уйти?»

«Структура наподобие мафиозной держится на авторитете человека, стоящего на самом верху, – продолжает Каспаров. – Если он уйдет или проявит слабость, то за его место начнется кровавая схватка. Кто бы ни победил в этой битве, для прихода к власти ему придется уничтожить остальных, поэтому бой будет жестоким. Вероятно, лишь каждый десятый поплатится жизнью, попадет в тюрьму или будет разорен, но неизвестно, кто окажется в числе этих 10%».

«Чтобы избежать этой опасной неизвестности, ряд ближайших помощников Путина заранее решили сделать так, чтобы главный остался там же, где он сейчас, – говорится в статье. – Российская Конституция не позволяет Путину оставаться у власти по окончании срока в 2008 году. Но главная проблема – не в самой Конституции, которую легко можно исправить по желанию Кремля. Проблема в том, что если после множества заверений о своем предстоящем уходе в 2008 году Путин все-таки воспользуется подобной возможностью, он потеряет всю свою легитимность на Западе. А кроме того, – что намного важнее, – элиты потеряют свои капиталы. Ведь те деньги, которые его сторонники так ловко научились выжимать из России, оседают в западных банках. И если российское правительство утратит свою номинальную легитимность, то эти счета могут попасть под неприятное разбирательство».

«Так что же может сделать правящая элита, чтобы избежать хаоса войны за наследство и при этом не испортить отношения с Европой и США?» – задается вопросом Каспаров. Ответ, с его точки зрения, становится с каждым днем все очевиднее: «Кремль раздувает и выдумывает один кризис за другим, создавая видимость надвигающейся угрозы, чтобы доказать всему миру, что единственная альтернатива анархии – это сохранение власти в руках Путина».

В этом ключе автор рассматривает конфронтацию с Грузией. В этом ключе видит он и убийство Анны Политковской. «Система, которая потворствовала этому убийству, логика, которая сделала его политически выгодным для властей предержащих, – вот истинное обличье путинской России. Убийством Анны Политковской российские силы коррупции и репрессий отчетливо показали, что не остановятся ни перед чем, чтобы сохранить власть. Для моей страны это откровенно плохая новость», – заключает Гарри Каспаров свою статью в газете «Уолл-стрит джорнэл».

Предостережение журналистам и правозащитникам. О связи убийства Анны Политковской с другими событиями в России пишет и московский корреспондент журнала «Тайм» Юрий Зарахович. «Убийство женщины, которую комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг назвал «одним из самых главных на сегодня защитников прав человека в России», было бы воспринято как страшное событие, когда бы оно ни произошло, – пишет автор. – Однако то, что оно совпало по времени с усилиями Кремля по нагнетанию враждебности в отношении Грузии, делает это убийство еще более ужасным. Оно становится знамением полного отката России от всех тех свобод, которые страна приобрела после распада Советского Союза».

«Те, кто заказал убийство Политковской, хорошо все просчитали. После этого уже некому будет давать показания против Кремля на западных форумах по правам человека. Это преступление посылает ясный сигнал российским журналистам и активистам-правозащитникам: тот из вас, кто проигнорирует данное убийство, будет следующим», – резюмирует Юрий Зарахович в еженедельнике «Тайм».

Обзор подготовила Инна Озовская.

XS
SM
MD
LG