Линки доступности

Что делать с Ираном?


Министры иностранных дел пяти стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии – проводят в Лондоне консультации относительно дальнейшей политики по Ирану в свете его отказа прекратить работы по обогащению ядерного топлива.

Переговоры между куратором внешней политики Евросоюза Хавьером Соланой и его иранским коллегой Али Лариджани растянулись более чем на месяц после истечения крайнего срока, установленного Совбезом для прекращения Ираном работ по обогащению ядерного топлива. Нескончаемые переговоры с иранцами, как сказал Солана, мало что дали. Поэтому США и Великобритания созвали нынешнее совещание в Лондоне, чтобы договориться о внесении резолюции о санкциях против Ирана уже на будущей неделе.

«Из слов господина Соланы явствует, что его диалог с Лариджани близится к концу. Ясно также, что иранцы не отвечают конструктивно на внесенное нами предложение, – заявил заместитель пресс-секретаря государственного департамента США Том Кейси. – В силу этого, как мы неизменно указывали, следующий логический шаг – это двигаться в сторону введения санкций в соответствии со Статьей 41-й Главы VII Устава ООН».

Положение, на которое сослался Кейси, уполномочивает Совет Безопасности вводить санкции, не предусматривающие применения военной силы, как-то: меры экономико-дипломатического характера и ограничения на воздушное сообщение. Если Иран не пойдет на уступки, американские дипломаты предлагают постепенно наращивать жесткость санкций, начиная с эмбарго на экспорт ракетно-ядерных технологий.

Однако Россия и Китай, как известно, к идее санкций относятся без восторга. Так, шеф российского МИДа Лавров вновь заявил, что санкции – это крайняя мера, к которой не следует прибегать до того, как будут исчерпаны все дипломатические возможности.

Даже созвать лондонское совещание оказалось сложным предприятием: пока помощники Кондолизы Райс не подтвердили вчера вечером из Багдада, что американская делегация приедет в Лондон, госдепартамент жаловался на трудности с графиком и намекал, что консультации придется проводить на более низком уровне.

Напомним, что резолюция Совбеза ООН № 1696, принятая в конце июля, предоставляла Ирану срок до 31 августа под страхом санкций приостановить обогащение и переработку урана и вернуться к переговорам. Иран упорно твердит, что работы по обогащению имеют мирную направленность, но США и Европа стоят на том, что Тегеран тайно создает ядерное оружие.

Президент Ахмадинежад возвел вопрос об обогащении атомного топлива в ранг суверенного права Ирана, от которого он не отступится даже перед лицом санкций.

XS
SM
MD
LG