Линки доступности

«Письмо к христианскому народу» Сэма Харриса


Как либерал Сэм Харрис имеет безупречную репутацию. Он выступает за прогрессивное налогообложение (т. е. чтобы богатые платили побольше, а бедные поменьше). Стоит за то, чтобы легализовать наркотики и разрешить однополые браки. Он критикует администрацию Буша за расточительность, за запрет на медицинское использование стволовых клеток, за то, как она ведет войну в Ираке, и в общем-то за все остальное. В своей нашумевшей несколько лет назад книге «Конец веры» Харрис резко критиковал все ведущие мировые религии за то, что они не стремятся к совместимости, порождая конфликты цивилизаций и препятствуя созданию здорового мирового сообщества. За это Xаррису немало досталось от священников, мулл и раввинов.

В этом году Сэм Харрис выпустил новую книгу – «Письмо к христианскому народу» [Sam Harris Letter to a Christian Nation, Knopf]. Вот что пишет отнюдь не отказавшийся от вышеперечисленных либеральных позиций Харрис:

«Либерализм отрывается от действительности уже в опасной степени – это касается того, что [западные] либералы думают об отношении правоверных мусульман к Западу, представлениях мусульман о рае и неизбежной победе их религии».

Если в предыдущей книге Харрис выражал опасения по поводу влияния на американскую политику христианских фундаменталистов, теперь он полагает, что либеральное влияние не менее опасно: «Культ смерти формируется в мусульманском мире, культ, вполне объяснимый исламской доктриной мученичества и джихада. Правда состоит в том, что мы не воюем с терроризмом. С нами ведет войну смертоносное богословие, взыскующее рая».

В широких либеральных кругах Запада характер общепринятой догмы приобрело представление о том, что стоит только улучшить материальное положение обитателей третьего мира, дать им доступ к образованию – и никакого терроризма не будет. Просветленные массы начнут исповедовать разумную терпимость. Между тем многочисленные исследования показывают, что мусульманские экстремисты – это, как правило, выходцы из экономически благополучных семей, получившие хорошее образование.

В мусульманском мире религиозные институты ограждены от всякой критики, как, впрочем, и в других обществах (хотя и в меньшей степени). В результате мусульманин может уметь построить ядерную бомбу и в то же время верить, что в раю его будут услаждать семьдесят две девственницы. «Не знаю, – почти в отчаянии восклицает Харрис, – сколько еще людей с дипломами инженеров или архитекторов должны взорвать себя, захватить самолеты и направить их на полные народу здания или отрезать головы журналистам, чтобы либеральная фантазия о том, что только бедность и необразованность порождают терроризм, развеялась!»

Эти либеральные фантазии порой граничат уж с полным безумием. Харрис, отнюдь не друг нынешнего Белого Дома, называет «мазохистским сумасшествием» конспиративные теории, утверждающие, что взрыв Всемирного Торгового Центра был организован правительством президента Буша. По опросам общественного мнения примерно 16% американцев полагают, что их собственное правительство нашпиговало башни-близнецы взрывчаткой, а самолеты были так, для отвода глаз.

На основе этих фантасмагорических бредней проводятся «научные» конференции, пишутся книги, снимаются фильмы. «Это свидетельствует уже не об упадке либерализма, – пишет Харрис, – а об упадке западной цивилизации». Тут он несколько перегибает палку. Все-таки у 84% его сограждан крыша еще настолько не поехала, чтобы верить такому вздору.

Анализируя политику США и Израиля, либералы неожиданно забывают о самых элементарных моральных принципах. Например, они игнорируют тот факт, что мусульмане намеренно избирают мишенью мирное население, тогда как израильтяне этого стараются избегать. Что мусульмане постоянно используют мирное население как средство прикрытия, чем и объясняются жертвы среди мирного ливанского населения в последней войне. Что мусульманский политический дискурс в отношении евреев имеет откровенно геноцидный характер. Не всегда и не везде, но «в конфликте с ХАМАСом и «Хезболлой», – пишет Сэм Харрис, – Израиль имеет несомненное моральное превосходство; тем не менее либералы в Европе и в Америке рассуждают так, словно бы все было ровным счетом наоборот».

Харрис убежден, что эпоха термоядерного терроризма не за горами. Нет будущего у планеты, на которой ядерной бомбой завладеют фанатики, убежденные, что взрыв мгновенно перенесет их в рай. Перед лицом такой апокалиптической опасности пора бы либералам понять, что «у цивилизации есть враги пострашнее, чем Дик Чейни».

XS
SM
MD
LG