Линки доступности

Президент Казахстана встретится с Джорджем Бушем 29 сентября


Казахстан является стратегическим партнером США. Тем не менее введенные казахскими властям ограничения на свободу прессы и деятельность оппозиции могут вступить в конфликт с провозглашенной США приверженностью демократии и повлиять на двусторонние отношения.

Перед своим визитом в Казахстан в начале мая этого года вице-президент США Дик Чейни подверг Россию критике за отступление от демократических принципов и использование энергетических ресурсов в политических целях против ее соседей. Эти высказывания Чейни контрастировали с похвалами, прозвучавшими буквально на следующий день из его уст в адрес другого энергетического гиганта Евразии – Казахстана: «Америка убеждена в успешном будущем вашей страны как независимого, суверенного и процветающего государства, – сказал тогда вице-президент. – Казахстан также играет важную роль в поддержании процветания, стабильности и мира во всем центрально-азиатском регионе».

Тем не менее критики администрации указывают на противоречие между похвалами вице-президента в адрес Казахстана и внутренней политикой этой страны, которая считается недемократической. «Они приняли репрессивные законы в отношении неправительственных организаций, – напоминает эксперт вашингтонского Фонда Карнеги по проблемам Центральной Азии Марта Брилл Олкотт. – Новый закон о прессе тоже весьма сомнителен с точки зрения независимых СМИ, поэтому совершенно ясно, что им есть над чем работать. Хотя процедура несколько улучшилась, выборы все еще не отвечают международным стандартам».

По словам г-жи Олкотт, хотя сам процесс голосования в Казахстане относительно прозрачен, оппозиционным кандидатам отказано в доступе к СМИ, им препятствуют в проведении предвыборных митингов, а некоторых из них даже избивают. Президент Назарбаев признает существование проблем с демократией и обещает провести соответствующие реформы.

Казахстанская оппозиция пытается изменить политическую систему страны, говорит член партии «Демократический выбор Казахстана» Асылбек Кожахметов: «Мы хотели бы расширить полномочия парламента, ограничить власть президента, сделать выборы и прессу свободными, выбирать губернаторов регионов Казахстана и судей».

Назарбаев и члены его правительства также обвиняются в коррупции. Его имя фигурировало в уголовном деле, рассматривавшемся американским судом, по которому американский бизнесмен Джеймс Гиффен обвинялся в подкупе казахстанского лидера с целью получения льготных нефтяных контрактов для своих клиентов.

Теплый прием, оказываемый администрацией США Назарбаеву, стал причиной упреков в лицемерии в адрес президента Буша, который в прошлом месяце объявил об инициативе по борьбе с международной коррупцией. Марта Брилл Олкотт, однако, напоминает о том, каким образом в 90-х годах постсоветская элита сумела создать огромные состояния: «Среди прочего, казахстанская элита научилась не только делать деньги, но и сделала этот процесс открытым. Поэтому проблема здесь сложная. Если вы считаете, что американский президент вообще не должен встречаться с клептократами, то да, это лицемерие. Однако практически все состояния на постсоветском пространстве были созданы нечестным путем».

В прошлом году Назарбаев так ответил американскому журналисту : «Вам решать, соответствую ли я вашему определению диктатора». Это заявление он сделал в ходе пресс-конференции с государственным секретарем Кондолизой Райс, в ходе которой та отметила, что она открыто обсуждала с президентом Казахстана необходимость свободных выборов и равного доступа к СМИ для казахстанской оппозиции.

XS
SM
MD
LG